«Создавая Монтгомери Клифта»: как биографы искажают образы голливудских звезд
Монтгомери Клифт (1920–1966) был одним из талантливейших актеров золотой эры Голливуда и одним из первых американцев, работавших по системе Станиславского. Он снимался у Хичкока и часто сравнивался с Марлоном Брандо. Журналисты активно спекулировали на его личности и частной жизни, а еще больше спекуляций появилось после его ранней смерти. Племянник Монтгомери Роберт вместе с Хиллари Деммон снял документальный фильм «Создавая Монтгомери Клифта» о своем знаменитом родственнике с фокусом на то, как личность человека трансформируют медиа. Его покажут в сети «Москино».
На пике славы в 1950-е и до середины следующего десятилетия актер Монтгомери Клифт воплощал голливудский успех: притягательная внешность, популярность у женщин, роли у лучших режиссеров — Альфреда Хичкока, Уильяма Уайлера и Ховарда Хоукса, — четыре номинации на «Оскар» в категории «Лучшая мужская роль», назойливое внимание желтой прессы и конкуренция с Марлоном Брандо. Через несколько лет после смерти актера в июле 1966 года в возрасте 45 лет таблоиды сосредоточились на другой стороне жизни Клифта: его гомосексуальности и страданиях, связанных с необходимостью скрывать ориентацию и жить во лжи и одиночестве.
Спустя полвека после его смерти его племянник Роберт Клифт снял документальный фильм, примиряющий образ иконы Голливуда с символической ролью Монтгомери для гей-сообщества и с настоящим человеком, о котором часто забывают в стремлении поместить актера на плакат — будь то киноафиша или призыв к защите прав ЛГБТК+. Это примирение разных ролей дяди стало для Роберта поводом поговорить о восприятии публичных личностей, этике биографий и нашем общем стремлении цепляться за ярлыки.
Гуманизация — то, чего не хватает разговорам как о знаменитостях, так и представителях квир-сообщества, будто слава и сексуальная ориентация затмевают человека. Фильм Роберта Клифта, вырастая из архивных материалов и свежих интервью, напоминает, что реальная личность актера с его умом, мужественной внешностью, чувствительностью и бунтарским безразличием к звездной жизни выходит за рамки стереотипов, в которые Монтгомери пытались засунуть журналисты. Жонглируя архивными съемками, фотографиями, интервью и книжными текстами Роберт Клифт показывает, как биографы актера Роберта Ла Гардиа и Патрисия Босуорт повлияли на восприятие его личности. Долгие годы Клифта видели как стереотипного гея-селебрити, который не мог честно говорить о себе, — такой персонаж понравился бы Ксавье Долану. Свидетельства друзей и родственников Монтгомери Клифта рисуют более жизнерадостный и сложный портрет.
Проблема, о которой говорит племянник знаменитости, касается двух популярных сегодня тем: одна из сферы психологии, другая — из дискуссии о правах ЛГБТК+. Первая — пагубность привычки додумывать за другого человека мысли и чувства. Именно этим в случае Монтгомери грешили биографы. Вторая — необходимость выходить за рамки при работе с историями сексуальных меньшинств, а образ гея-мученика, поглощенного страданиями, — одно из таких клише.
Между тем из сегодняшнего дня актерские работы Клифта выглядят как ролевая модель для актуального образа мужчины в кино. Его герои лишены гипермаскулинности, но не женственны, они чувствуют и позволяют чувствовать другим, но не кажутся рохлями. Пожалуй, самое интересное в «Создавая Монтгомери Клифта» — узнавать его не как замученного консервативными взглядами гея или рано ушедшую звезду а-ля Монро, а открыть актера-профессионала со страстной любовью к своему ремеслу. Такой Монтгомери Клифт известен гораздо меньше, но в конечном счете он интереснее и больше, чем его сексуальная ориентация и награды.
Другие истории
Подборка Buro 24/7