Что посмотреть, если вы задумались о получении грин-карты
На фоне последних событий в мире культуры в социальных сетях снова заговорили об эмиграции. Однако переезд в другую страну далеко не так прост, как мем про поросенка Петра. Кинематограф оптимизма тоже не добавляет: в основном фильмы об эмиграции повествуют о бесконечных сложностях, с которыми сталкиваются беженцы из родной страны. Мы попытались вспомнить несколько более или менее позитивных примеров. В крайнем случае — вдохновляющих.
«Терминал»
Житель вымышленной восточноевропейской страны Кракожии по имени Виктор Наворски (Том Хэнкс) оказывается заперт в аэропорту Нью-Йорка из-за бюрократического казуса: во время перелета в его стране происходит переворот и он становится человеком без гражданства. Наворски не может вернуться домой, равно как и покинуть терминал. Впереди его ждет слегка абсурдная робинзонада — оказывается, выжить в аэропорту без денег и паспорта чрезвычайно сложно.
На самом деле «Терминал» может разом оскорбить как жителей Восточной Европы (по версии сценариста, довольно простодушных и несуразных), так и американцев, которые предстают в фильме хладнокровными бюрократами. Но все национальные стереотипы меркнут на фоне поистине блистательного момента: в одном из эпизодов мы выясняем, что Наворски приехал из нищей Кракожии не в поисках хорошей жизни, а чтобы получить автограф у знаменитого джазмена. Вот вам еще один повод беречь отечественных деятелей культуры — мало ли кто захочет получить их подспись. Неудобно может получиться.
Кстати, не стоит думать, что такая история с вами точно не случится, — отсутствие денег, просроченные визы и бюрократические ошибки регулярно приводят к подобным случаям. Так, иранский беженец Мехран Карими Нассери прожил в парижском аэропорту 18 лет — собственно, его история и легла в основу «Терминала».
«Вид на жительство»
Фиктивный брак ради гражданства — еще одна типичная история из жизни эмигранта. Француз Жорж (ныне гражданин России Жерар Депардье) женится на американке Бронте (все еще гражданка США Энди Макдауэлл). Паре необходимо одурачить миграционную службу, поэтому им приходится узнать друг друга поближе. Дальше все развивается по сценарию практически всех романтических комедий: сначала они друг друга раздражают, потом между ними пробегает искра и фиктивный брак начинает превращаться в реальную любовь.
«Испанский английский»
Другой важный вопрос, который встает перед мигрантом, — это языковой барьер. Можно, конечно, переехать в «национальный» квартал и не общаться с местными — именно так делает мексиканка по имени Флор Морено (Пас Вега), которая переезжает вместе с дочерью в Лос-Анджелес. Однако нужда заставляет ее устроиться на работу гувернанткой. Проблема в том, что Флор не знает ни слова по-английски. Ей придется разобраться не только в языковых тонкостях, но и в семейных: брак работодателей Флор медленно разваливается на части.
«Паспорт»
Далеко не все уезжают из страны из-за недовольства обстановкой — некоторые, как герои «Паспорта», возвращаются на историческую родину. Так решает поступить Яков Папашвили (Жерар Дармон), который пытается уехать из СССР в Израиль. Однако всевозможные неурядицы заносят его то в Турцию, то в Иорданию, а то и в Австрию.
«Легенда о пианисте»
Между США и Европой курсирует огромный пароход «Вирджиния». Когда он подплывает к американским берегам, пассажиры высыпают на палубу и изо всех сил пытаются разглядеть сквозь туман очертания нового дома. Затем они все сходят в порту и отправляются на поиски лучшей жизни. Все, кроме одного, — пианист под невообразимым именем Дэнни Будмен Т.Д. Лемон Тысяча Девятисотый родился на лайнере и никогда его не покидает. За всю жизнь он так ни разу и не сошел на берег и предпочитал познавать мир исключительно через музыку. Опять же, эту историю (снятую по книге «Двадцатый век» Алессандро Барикко) едва ли можно назвать правдоподобной. Однако и у нее нашлась историческая параллель.
После выпуска юный Шарль Бодлер объявил родителям, что хочет заняться литературой. От греха подальше они отправили будущего автора «Цветов зла» в Индию. Примечательно, что Бодлер до нее так и не доплыл — испугался. Однако это не помешало создать множество поэтических образов, вдохновленных его мнимой поездкой в Индию. Искусство — одна из немногих вещей, которая способна удержать от миграции. Поэтому с ним и нужно обращаться осторожнее, ведь если отнять у людей, скажем, театр, то у них станет на одну причину меньше жить в своей стране.
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7