О творчестве — из уст творящих
В Москве начался кинофестиваль фильмов о науке и технологиях и связанных с ними идеях «Политех 360».
В этом году картины из программы фестиваля затронут вопросы технопессимизма и технооптимизма, влияния технологий на наше настоящее и будущее, покорения космоса, развития медицины и изменений, происходящих с человечеством. Мы посмотрели фильм «Почему мы креативны» из программы «Политеха 360», в котором всемирно известные режиссеры, художники, писатели, архитекторы и музыканты рассуждают о природе креативности, и публикуем семь монологов о том, откуда берется творческая искра.
Джон Клиз
актер, сценарист, один из основателей комик-группы «Монти Пайтон»:
Я написал пару книг о том, как работает наше сознание, в соавторстве
с психиатром. И нам показалось, что люди, которым в юности пришлось столкнуться с двумя и более разными системами координат, обычно очень креативны. Например, если они много путешествовали и один год жили там, а другой — тут, то им пришлось совместить принципы, принятые в двух этих разных местах. Или если ваши родители очень похожи друг на друга, то вероятность того, что вы будете креативны, очень мала. Если вы живете в очень конформистском обществе, то в нем нет разнообразия взглядов и нет возможности столкновения разных систем координат, ведь в таком обществе она обычно одна и в таких условиях люди обычно менее креативны.
Заха Хадид
архитектор:
Я думаю, что креативность — это не что-то, с чем мы рождаемся.
Вам нужно много работать над созданием и разработкой идей. Это то же самое, как учиться любому навыку. Быть хорошим режиссером или хорошим дизайнером телефонов требует от человека одного и того же умения мыслить. И его нужно развивать упорным трудом, нужно развивать умение придумывать идеи.
Джим Джармуш
режиссер:
Когда собаки что-то не понимают, они сильно наклоняют голову вбок, будто пытаются посмотреть на все под совершенно другим углом. И я думаю, очень ценно уметь смотреть на вещи под другим углом. Я с подозрением отношусь к тому, что мы, как предполагается, должны думать о разных вещах. Я часто реагирую на вещи и ситуации тем, что пытаюсь представить противоположное им. Или мысленно перевернуть все с ног на голову.
Сэр Питер Устинов
актер и режиссер театра и кино, писатель, сценарист, журналист:
Креативность — это недоверие к тому, что вы видите или слышите, умение найти новый угол, чтобы смотреть на эти же вещи, и увидеть в этом новом взгляде правду. Это очень важная часть креативности, потому что она заставляет вас выйти из раковины. Я помню такую историю про Эйнштейна. Он состоял в яхт-клубе в Цюрихе. Однажды, когда не было ветра и все яхтсмены пошли в ресторан, они неожиданно увидели Эйнштейна, идущего к своей небольшой лодке, и с удивлением спрашивали друг друга: «Что он делает? Сегодня же нет ветра». Но в ситуации с отсутствием ветра Эйнштейн начал замечать вещи, которые никогда бы не заметил в ветреную погоду.
Йоджи Ямамото
модный дизайнер:
Люди креативны по одной и той же причине — они хотят быть понятыми. Поэтому люди делают, создают или говорят что-то. Но, естественно, есть разница между обычными людьми, которые хотят быть понятыми, и художниками, которые хотят быть понятыми. У тех, кого мы называем художниками, есть дар, и это не очень честно. Им повезло, потому что их жизнь направлена на создание чего-либо, и они не могут остановиться и перестать создавать. Иногда от этого неудобно. Это может быть нерациональным. Творец не может жить без того, чтобы создавать.
Славой Жижек
философ, культуролог:
Мое представление о креативности отличается от распространенного, особенно на Балканах клише о сумасшедшем художнике, который занимается провокациями. По моему мнению, креативность тесно связана со скучной административной работой. Вы замечали, как много выдающихся — и под этим я подразумеваю очень выдающихся — писателей были банковскими служащими или кем-то в этом роде. Недавно я купил сборник юридических записей Кафки, связанных с его работой в страховании («Franz Kafka: The Office Writings». — Прим. ред.), которые впервые издали на английском языке. Это его отчеты для страховой компании, в которой он работал. Боже мой, это даже страшно, но они очень кафкианские. Мне кажется, творчество Кафки надо пересмотреть. Теперь он должен быть великим теоретиком права, который в свободное время писал романы.
Мне кажется, мы все креативны. Иногда даже слишком креативны в том смысле, что придумываем совершенно безумные идеи. Задача в том, чтобы придать этим идеям форму. Это и есть истинная креативность. Настоящая креативность — это умение создать порядок. У любого идиота может случиться приступ гениального безумия, проблема в том, что этому нужно придать упорядоченную форму.
Надежда Толоконникова
активистка, художница, участница группы Pussy Riot, основательница интернет-издания «Медиазона»,
бывшая участница арт-группы «Война»:
Во-первых, это весело. Быть креативным гораздо веселее, чем не быть. Во-вторых,
я верю, что создавать что-либо заложено в человеческой природе. В детстве мы все креативные, а взрослея, забываем о магии и красоте, которые в нас заключены. В какой-то момент в подростковом возрасте или примерно в это время мы начинаем обрастать комплексами и стереотипами, и нам кажется, что мы не можем быть художниками или певцами. Мне нравится, что идея панка позволяет мне быть креативной, даже если я не идеальна в том, что делаю.