«Короче», лучшее: 5 самых запомнившихся фильмов фестиваля
В минувшие выходные в Калининграде завершился 10-й фестиваль короткометражного кино «Короче». Короткий метр редко доходит до кинотеатров и больших стримингов, но многое значит для индустрии, ведь именно с него начинают молодые режиссеры. Постоянный автор BURO. Катя Загвоздкина рассказывает о пяти фильмах из конкурсной программы, которые ей запомнились больше всего.
Утром понедельника курьер и его девушка просыпаются на съемной квартире в Подмосковье. У них выходной, и они решают провести его в торговом центре — чтобы добраться туда, нужно сначала пройтись по пустырю между ЛЭП, а потом сесть на маршрутку. В ТЦ они ходят по магазинам, в одном из которых находят для девушки отличное пальто.
«Веселый понедельник», несмотря на приметы нашего времени — коробку доставщика, маршрутки и смартфоны, — легко спутать с кино режиссеров французской «новой волны». От последней в фильме монтажные решения и ч/б, титры и, что гораздо важнее, интонации. Выпускница Московской школы кино Соня Райзман в дебюте нашла поэтическое в будничном и сняла волшебную ленту про понедельник, в котором другие не увидели бы ничего интересного. Картина получила главный приз «Короче».
Главный герой, которого сыграл сам Добророднов, колесит по российскому бездорожью, чтобы найти парня своей бывшей девушки — он уехал на рыбалку и пропал.
Дорога приводит его в деревню Красная Заря, которая, как выяснится очень скоро, соответствует названию: кровь течет здесь реками. За приключениями героя безучастно следит видеорегистратор, съемка на него — это, собственно, главный прием этой ленты. И, когда вместо разбитых дорог видеорегистратор начинает записывать совсем неожиданные вещи, зрителям потребуется время, чтобы понять, что происходит на экране.
После показа чаще всего звучали фраза «полный трэш» и имя Квентина Тарантино, а «Красная Заря» получила на фестивале Специальный диплом. Но мы бы вручили ей еще одну награду — как фильму, который действительно удивил.
Новый фильм Фролова, который победил на прошлогоднем «Короче» с картиной «Как разжечь потухший огонь». «Слезы» — снова зрительский хит, который понравился всем гостям, с которыми удалось поговорить. В центре сюжета — актриса театра (Софья Александрович), которая хочет играть главные роли, но ее берут только в массовку. Узнав, что в новом спектакле ей опять предстоит играть прислугу, она решается на серьезный шаг — разговор с худруком. Но беседа идет не по плану, и актриса оказывается во вьетнамской забегаловке над тарелкой супа без работы и планов на будущее.
Фролов снова снял кино про обаятельных чудаков — это не только самый известный его персонаж, изобретатель из «Как разжечь потухший огонь», но в той или иной степени все герои. Здесь рассказана новая история (в ней даже есть криминальный твист), но оба фильма одновременно лирические и ироничные.
«Слезы капали в фо-бо» получил специальный приз фестиваля.
Трогательный анимационный фильм про девочку, которая ждет из плавания папу-подводника. Высокий статный папа учит ее плавать и спасает от живущего под водой страшного монстра. Но когда из плавания папа возвращается домой с палочкой, спасать приходится уже его.
«На глубине» рассказывает довольно простую историю — для режиссера Лизы Стариковой, которая родилась в семье подводника из Мурманска, отчасти автобиографическую. Со сценаристкой Лизой Цыгановой они осмысливают отношения с отцами — каждая со своим. С художественной точки зрения «На глубине» решен лаконично: деталей немного, нарисованные гуашью герои появляются из воды и снова растворяются в ней. И в финале этого короткого метра воды может стать еще больше — «На глубине» способен растрогать до слез.
Четверо подростков сбегают из исправительной колонии на Дальнем Востоке: здесь тюрьма и никаких перспектив, а в Китае, куда они мечтают попасть, — новая жизнь. Но на пути к ней нужно преодолеть множество препятствий – от свободы их отделяют болота, ссоры и любовь. У «Похорон чая» сказочный сюжет: герои бегут на свободу и находят самих себя. Фильм идет почти полчаса, еще немного, и мог бы получиться полный метр. Что особенно важно, профессионализма режиссера Гавриленко и потенциала истории для этого бы хватило.
Парень и девушка (Даниил Пугаев и Лиза Янковская) делают один оборот на колесе обозрения — пока они едут вверх, им весело, их не пугают даже перспективы упасть или застрять в шаткой кабинке навсегда. Но когда ребята начинают спускаться, их отношения портятся.
«Карусель» — режиссерский дебют актера Даниила Пугаева с ним же в главной роли. В этом маленьком (короче 10 минут), снятом одним планом фильме Пугаев открыл зрителям свое сердце и — в ответ — завоевал их.