Мы не хотим, чтобы вы пропустили что-то из этого списка
Мы уже вовсю подводим итоги года, и теперь пришла очередь кино. Buro. выбрал 15 лучших игровых фильмов, выходивших в российский прокат в 2018 году.
«Призрачная нить»
Режиссер Пол Томас Андерсон
Драма с тонким юмором от режиссера Пола Томаса Андерсона стала затягивающим зрительским опытом благодаря до мелочей продуманному миру фильма, где каждая деталь работает на раскрытие сюжета и персонажей, заставляя внимательнее приглядываться и прислушиваться ко всему. Пара главных героев балансирует между союзничеством и враждой, и каждый из них — своеобразная личность: невротичный лондонский кутюрье Рейнольдс Вудкок, сыгранный Дэнелем Дэй-Льюисом тут противопоставлен своей невероятно обаятельной и своевольной музе Альме — актриса Вики Крипс в этой роли покорит любого. Тонкая работа для любителей наблюдать, подмечать детали и красоту.
«Как разговаривать
с девушками на вечеринках»
Режиссер Джон Кэмерон Митчелл
Непредсказуемая и дикая, как бурлящие гормоны, фантастическая история любви инопланетянки и лондонского панка в Британии 1970-х, снятая по рассказу Нила Геймана. Митчелл нашпиговал свой фильм массой аллюзий и метафор, смелым юмором и живительным бунтарским задором, явно не пытаясь угодить широкой аудитории. Получилось эксцентрично, будто Митчелл и сам англичанин, а не американец. В панк-див тут превращаются обычно более прилизанные и «правильные» Николь Кидман и Эль Фэннинг, которым это очень идет. В итоге имеем романтическую комедию для тех, кто не любит романтические комедии или просто от них устал.
«Экстаз»
Режиссер Гаспар Ноэ
Танцевальный хоррор Гаспара Ноэ о коллективном бэд-трипе труппы французских танцоров в ДК на отшибе — самый головокружительный и пугающий фильм 2018-го, где истинное зло — не призраки, не зомби и не мутанты, а человеческое подсознание, стоит ему вырваться на свободу под ЛСД. Некоторые зрители после просмотра жаловались, что картина заставила их чувствовать себя отвратительно так, будто ожидали почувствовать бабочек в животе — довольно нелепо, если учесть, что это хоррор с Гаспаром Ноэ у руля.
«Человек на Луне»
Режиссер Дэмьен Шазелл
Тема покорения космоса популярна не только в российском кинематографе. Драма Шазелла о Ниле Армстронге сосредоточена на личности астронавта и его пути от начала участия в программе НАСА, готовившей к полету на Луну, до возвращения на Землю. Вместо ожидаемых гимнов патриотизма тут всего лишь несколько нот, вместо пафоса первооткрывательства — человечность. В роли Армстронга — Райан Гослинг, уже игравший в шазелловском «Ла-Ла Ленде», а его жены — главная актриса 2018 года Клэр Фой. По «Человеку на Луне» видно, насколько у Шазелла отточены навыки создания правильно устроенного фильма.
«Первому игроку приготовиться»
Режиссер Стивен Спилберг
Бойкий блокбастер от отца блокбастеров Стивена Спилберга рассказывает о мире 2045 года, оказавшемся на грани коллапса, и люди там убегают от проблем с помощью виртуальной реальности и игровой вселенной Oasis, которую, по сюжету, необходимо спасти от притязаний помешанной на прибыли корпорации. «Первому игроку приготовиться» — совершенный визуальный экшен-аттракцион, он давит на все кнопки ностальгии молодого креативного класса от ретро-видеоигр до музыки Joy Division и при этом на удивление не раздражает, а наоборот, воодушевляет.
«Три билборда на границе Эббинга, Миссури»
Режиссер Мартин Макдонах
Мастер мрачного юмора и любитель крепких выражений Мартин Макдонах в 2017 году (в российском прокате — с февраля 2018-го) выдал драму, точно попавшую в расцвет движения #metoo. Главная героиня Милдред Хейс воюет с полицией своего небольшого городка, потому что считает, что копы приложили недостаточно усилий для расследования убийства и изнасилования ее дочери. Пробивную леди сыграла Фрэнсис Макдорманд, шерифа — Вуди Харрельсон, полицейского с трудным характером — Сэм Рокуэлл, а также в картине появляется любимчик Макдонаха Питер Динклейдж. Этот актерский состав иначе, чем «удачный кастинг», и не назвать.
«Тебя никогда здесь не было»
Режиссер Линн Рэмси
Линн Рэмси умеет передавать эмоции на уровне правильного соединения визуального и аудиоряда так, что иногда тянет назвать ее фильмы аудиовизуальным произведением, но, конечно, это самое что ни на есть кино без лишних слов и с тонким вниманием к созданию ощущений. Герой этой ленты — суровый бывший вояка Джо, ныне промышляющий спасением похищенных девочек. На деле Джо, сыгранный Хоакином Фениксом, гораздо более сложен и хрупок в глубине под поверхностью своей маскулинности. «Атмосферность» — замыленное слово, но оно идеально подходит режиссерскому стилю Рэмси.
«Сердце мира»
Режиссер Наталия Мещанинова
Тонкая драма о сложных взаимоотношениях людей с самими собой и с другими в этом году стала главным фильмом «Кинотавра». Центральный герой ленты — ветеринар Егор, живущий на тренировочной станции для охотничьих собак, где он ухаживает за самым разным зверьем и живет в домике напротив хозяев станции. Отношения с животными даются Егору гораздо проще, чем с людьми. Жизнь покажет, к какой части населения станции ему стоит относить себя самого — к тем, кто в вольерах, или к тем, кто за вольерами присматривает. На кону, кажется, вопрос веры в человечество.
«Черный клановец»
Режиссер Спайк Ли
Комедия с социальным посылом и пронимающей концовкой — история темнокожего полицейского, внедрившегося в ку-клукс-клан с помощью своего коллеги еврейского происхождения. Фильм основан на реальных событиях, прототип главного героя — Рон Сталворт, первый афроамериканец на службе в полиции штата Колорадо, действительно внедривший в местный ку-клукс-клан своего коллегу-еврея. Спайк Ли всю жизнь снимает о расизме в США, но эта тема никак не теряет актуальности, а с приходом к власти Дональда Трампа «Черный клановец» выглядит еще злободневнее.
«Счастливый Лазарь»
Режиссер Аличе Рорвахер
Грустная и трогательная притча о капитализме как новом феодализме наполнена религиозными отсылками, над которыми Рорвахер одновременно подтрунивает, но все же использует с некоторым пиететом. Ее главный герой Лаззаро — наивный простачок, святая душа. Он живет в затерянной в горах Италии деревушке, жители которой не знают, что крепостное крестьянство давно ушло в прошлое. Этим пользуется потомственная аристократка маркиза Ла Луна, эксплуатирующая этих людей для своего табачного бизнеса. Однако после случайного визита полиции Ла Луна оказывается в суде, а бывших крестьян выбрасывает в капиталистический мир, и вот тут начинается все самое тоскливое.
«Лицо»
Режиссер Малгожата Шумовская
Довольно жестокая комедийная драма о лучшем парне на деревне Яцеке, которого отвергают родственники, возлюбленная и соседи после вынужденной пересадки лица. Она радует не только умным юмором, но и близким России по духу восточноевропейским колоритом. Шумовская — одна из ярчайших представителей нового польского кино — собрала все волнующие ее вопросы о родине и человечности в один фильм. Она смеется и плачет над церковью и религиозностью поляков, над их предрассудками и над страхом неизвестного. «Лицо» хочется порезать на скриншоты с цитатами, многие из которых можно постить и про Россию.
«Проект "Флорида"»
Режиссер Шон Бэйкер
Яркий и веселый фильм, в котором за цветастостью стоит настоящая трагедия жизни за чертой бедности — совершенно намеренный контраст, на который работает и то, что главные герои картины — дети, и они совершенно не осознают условий, в которых вынуждены существовать их родители. Бэйкер снял «Проект „Флорида“» так, что зритель видит все происходящее с точки зрения этих малышей, живущих так близко с Диснейлендом, но так далеко от него и от уровня жизни тех, кто может его себе позволить.
«Холодная война»
Режиссер Павел Павликовский
Вероятно, один из самых красивых фильмов этого года, хоть и полностью черно-белый. Совершенное эстетическое удовольствие, которое можно было бы смотреть, выключив звук, если бы другой важной чертой этой драмы не были песни. История фатальной любви, которая никак не может удачно сложиться то из-за геополитики, то из-за характеров главных героев — очень разных мужчины и женщины, которым, однако, так хорошо и горько вместе, что они готовы на что угодно, лишь бы снова встретиться после очередного разрыва. У Павликовского вышло отличное напоминание, что порой любовь — это хаос.
«Дом, который построил Джек»
Режиссер Ларс фон Триер
Сложно признать этот фильм лучшим у фон Триера, но в некотором роде это магнум опус режиссера, решившего препарировать себя и явление творца как творческого человека, то есть создателя в целом. После долгих лет, когда режиссеры считали лучшим способом шокировать публику внедрение в фильмы побольше жестокости и насилия, кровавость картины скорее утомляет, но изобретательность, с которой Триер строит свой «Дом», воистину эпична по размаху и вдохновляет. У скандального датчанина получилась словно паутина, соединяющая своими тонкими нитями массу разрозненных деталей в единое целое, где сам Триер сидит в центре насупившимся пауком и ждет своих жертв.
«Дэдпул-2»
Режиссер Дэвид Литч
В мире, уставшем от типичных супергероев, ироничный, смешной и дерзкий Дэдпул выглядит как черная овца, на которой глаз отдыхает от ее белых собратьев по отаре. Не зря Дэдпул постоянно издевается над коллегами по вселенной Marvel. Актер Райан Рейнольдс, и сам мастер на шутки, идеально вписывается в образ болтливого насмешливого наемника, нагло нарушающего все табу. Очевидно, Литч и продюсеры довольно ровно дышат к тому, какое зрительское ограничение им дают для проката.