А в ресторане: что нужно знать о фильме «Точка кипения» со Стивеном Грэмом
Судьба режиссера и сценариста «Точки кипения» Фила Барантини столь интересна сама по себе, что вполне могла бы стать — особенно при должной драматизации событий — основой для сюжета фильма или сериала. Барантини начинал карьеру в кино как актер, причем довольно успешно.
В конце 1990-х и начале 2000-х он снялся в таких проектах, как «Команда мечты» Брайана О’Нила, культовом сериале о Второй мировой войне «Братья по оружию», спродюсированному, между прочим, самим Стивеном Спилбергом, и «Банде Келли», в котором его партнерами были Хит Леджер, Орландо Блум, Джеффри Раш и Наоми Уоттс.
Затем наступил затяжной застой, в итоге заставивший его устроиться на работу в ресторан, в котором он прошел путь от новичка до шеф-повара. Впрочем, истории о том, как у кого-то не сложилась карьера в кино, не так уж редки. Удивительно то, что Барантини сумел вернуться в него, да еще и как режиссер, о чем мечтал многие годы, но на что не осмеливался, пока из жизни не ушла его мама.
«Точка кипения» основана не только на вполне реальных событиях, которые Барантини подглядел, работая в ресторане, но еще и на личной истории, которой он отважился поделиться со зрителем.
Решив вернуться в кино и самостоятельно начать снимать, Барантини обратился к старому знакомому Стивену Грэму, с которым снимался еще в «Братьях по оружию», с предложением сыграть в его фильме. Актер ответил отказом, попросив для начала доказать, что он способен быть режиссером. Барантини это не смутило — он поставил короткометражку «Seconds Out» о боксере с психологическими проблемами, которая взяла несколько призов на кинофестивалях и произвела впечатление на Грэма.
Следом, в 2019-м, появилась короткометражная версия «Точки кипения». Грэм исполнил в ней главную роль того же шеф-повара Энди, а фестивальный успех обеспечил Барантини признание и возможность спустя несколько лет поставить полнометражную версию.
Стивен Грэм и Джейсон Флеминг первые большие роли в карьере получили у английского режиссера Гая Ричи. Флеминг сыграл Толстого Тома в культовом «Карты, деньги, два ствола», а затем появился во второстепенной, но весьма колоритной роли одного из цыган в «Большом куше» — картине, сделавшей Стивена Грэма знаменитым. «Точка кипения» стала первым их совместным проектом с тех пор.
Главный герой фильма, шеф-повар Энди, совсем не похож на архетипичного гения кулинарии, тиранящего всех вокруг. Он кажется даже слишком мягким и старается избегать конфликтов, в которые вместо него вступает его су-шеф Карли (Винетт Робинсон). Энди — отличный шеф, но тушуется, как только в зале появляется подавляющий его Алестер (его как раз сыграл Флеминг), с которым у него весьма богатая история взаимоотношений. В общем он со своей небритостью, усталым видом и привычкой попивать неизвестную жидкость из белой бутылочки представляет собой не мифически идеального героя, а вполне реального, заземленного персонажа, которому сопереживаешь с первой минуты.
Весь фильм — от начала и до самого конца — Барантини снял без единой монтажной склейки. Никаких уходов в тень, как у Алехандро Гонсалеса Иньярриту в «Бёрдмене» или потерь сознания главного героя, как у Сэма Мендеса в «1917». Для Барантини однокадровый подход являлся не просто техническим изыском или попыткой доказать искушенность, но самым подходящим способом рассказать эту историю. Драматургически фильм построен так, чтобы постепенно с каждой сценой нагнетать напряжение — между Энди и Алестером, между Карли и менеджером Бэт, между Бэт и посетителями. Однокадровость усиливает это напряжение визуально — если монтажная склейка позволяет глазу «выдыхать», то один сплошной длящийся полтора часа кадр, напротив, задерживает «дыхание». Кроме того, такой метод съемки обостряет ощущение закрытости, камерности пространства, которое будто сужается.
Рассказывая историю Энди, Барантини не забывает и о других персонажах, работающих в ресторане, — менеджере Бэт, пытающейся угодить всем клиентам, о су-шефе Карли, вечно прикрывающей Энди, о темнокожей официантке Андрэа, которая сталкивается с посетителем-расистом, и даже юном кондитере Олли, борющемся с депрессией. Такая многофигурность — явление редкое для кино и гораздо более привычное для сериалов. Плывущая между этими маленькими историями непрерывно снимающая камера помогает рассказать их плавно, придавая повествованию цельность.
Пестрая компания работников ресторана, включающая поваров, кондитеров, посудомойщиков, официантов и официанток, барменов и сомелье, постоянно обменивается репликами, спорит и подшучивает друг над другом, отчего создается ощущение достоверности их маленькой «ресторанной» жизни.
Добиться этого помогает не только все та же однокадровая съемка, попутно схватывающая все эти нюансы, но и то, что Барантини привлек для постановки старых знакомых, с которыми уже не раз работал. Актрисы Лорин Аджуфо, Таз Скайлар и Идзука Хойл снимались у него в «Злодее», а Робби О’Нил сыграл главного героя в «Seconds Out». Не расстается режиссер и с оператором Мэттью Льюисом, снявшим все его предыдущие фильмы, и продюсером Бартом Располи, работавшим с ним еще над короткометражной «Точкой кипения».
25.05.22, 11:31