Самые вероятные номинанты на премию Американской киноакадемии
Обычные зрители еще не в курсе, но оскаровская гонка уже в самом разгаре. В мире уже прошли ключевые кинофестивали, на основе которых вполне можно строить догадки о будущих номинантах. Чтобы оценить, из чего будут выбирать академики, достаточно посмотреть список победителей в Каннах и Венеции, а также участников фестивалей в Торонто и Теллурайде. Последний смотр наиболее важен при выборе номинантов на главную американскую премию в области кино.
От России выдвинули «Нелюбовь». Для отечественных зрителей, до которых значительная часть фестивальных фильмов еще не добралась, важнее всего было узнать, какая российская картина будет претендовать на номинацию в категории «Лучший иностранный фильм». Помимо «Нелюбви» в числе претендентов называли «Аритмию» Бориса Хлебникова, «Тесноту» Кантемира Балагова и даже «Матильду» Алексея Учителя.
Главным критерием для выдвижения является международный успех фильма — наличие дистрибьютора за рубежом и значительная фестивальная история. С этой точки зрения «Нелюбовь», которая получила приз жюри в Каннах, показана в Теллурайде и куплена для американского проката Sony Pictures Classics, была безусловным фаворитом. Кроме того, предыдущий фильм Звягинцева, «Левиафан», стал первым российским фильмом с 2008 года, который получил номинацию на «Оскар».
Однако критерии, которыми руководствуется оскаровский комитет, неизвестны, равно как и его состав. Голосование также проходит в закрытом режиме. Любопытную историю о порядке отбора рассказал у себя в фейсбуке режиссер Михаил Сегал. По его словам, он неожиданно узнал о том, что числится в комитете и приглашен на просмотр фильма, который претендует на выдвижение. Сегал посетил сеанс, однако по поводу голосования с ним никто не связался.
Выдвижение «Нелюбви» прокомментировал режиссер Александр Сокуров — учитель Кантемира Балагова. По мнению Сокурова, работу оскаровского комитета надо сделать более прозрачной. Главным критерием нынешнего отбора он назвал состоятельность соискателей: «Сейчас это скрытая процедура, где побеждает тот, кто побогаче. Все-таки Роднянский — богатый человек, и ему многое доступно. И Звягинцев побогаче. Я не участвую в этих процессах — смотрю на это как на борьбу за место на прилавке универмага».
«Нелюбовь» не единственный продюсерский проект Александра Роднянского, который выдвинут на «Оскар». Также на премию отправили сербский фильм «Реквием по госпоже Ю» Бояна Вулетича.
В число номинантов может попасть фильм с очень низким рейтингом зрителей. Внимание отборщиков наверняка привлечет самый скандальный фильм прошедшего Венецианского кинофестиваля — «мама!» Даррена Аронофски. Кино получилось довольно противоречивым — сначала была негативная реакция фестивальной публики, затем сдержанные рецензии критиков и, наконец, разгромные отзывы зрителей. На CinemaScore «мама!» получила самый низкий рейтинг из возможных — F. За всю историю работы сервиса по опросу выходящих из кинотеатров зрителей таких фильмов было всего 19. Среди них — хоррор Уве Болла «Один в темноте», «Солярис» Стивена Содерберга и «Одержимая» Уильяма Брента Белла. Едва ли «мама!» попадет в категорию «Лучший фильм», однако Дженнифер Лоуренс вполне может претендовать на свою пятую актерскую номинацию.
Комиксы и ужасы. Завершающая часть трилогии о супергерое Росомахе вполне может попасть в число номинантов — скринер «Логана» стал первым, отправленным отборщикам. Номинация может стать переломным моментом для кинокомиксов. Эксперты спекулируют и по поводу триллера «Прочь» — одного из самых провокационных и обсуждаемых в США фильмов в этом году. Жанровые фильмы у академиков, конечно, не в чести, так что даже самые оптимистичные прогнозы останавливаются на номинации за лучший сценарий.
Темная лошадка из Торонто. Наименее вероятной, но вместе с тем желанной выглядит номинация для картины «Горе-творец», которую уже назвали лучшим фильмом Джеймса Франко. Выбор в его пользу будет очень ироничным. «Горе-творец» повествует о съемках «худшего фильма за всю историю» — «Комнаты» Томми Вайсо.
Возможно, первый «Оскар» для Гари Олдмана. Кинокритики говорят о «стопроцентной» номинации Олдмана за роль Уинстона Черчилля в драме «Темные времена». Единственный раз в своей карьере актер попадал в категорию «Лучший актер» в 2012 году с фильмом «Шпион, выйди вон!», однако тогда его обошел Жан Дюжарден («Артист»).
Операция «Динамо». Эксперты сходятся во мнении, что военный фильм Кристофера Нолана «Дюнкерк» может попасть не только в технические номинации (как в прошлом году «По соображением совести»), но и в основные — «Лучший фильм» и «Лучший режиссер». Ранее в число номинантов попадали «Помни» и «Начало», однако как режиссера Нолана еще ни разу не отмечали.
С большей вероятностью в число номинатов попадут София Коппола (приз за режиссуру на Каннском кинофестивале) и Кэтрин Бигелоу, чей новый фильм «Детройт» стартовал в американском прокате в августе.