Владимир Мухин, Антон Желнов, Тимофей Колесников и другие советуют качественные документалки и рассуждают об этом жанре
журналист, автор документального
фильма «Сорокин трип»
Документальный фильм, который действительно меня впечатлил, — «Икар» режиссера Брайана Фогеля, лауреат «Оскара» 2018 года в категории «Лучший документальный фильм». Картина рассказывает о том, как велогонщик-любитель пытается улучшить свои показатели с помощью допинга и для этого приглашает к себе в Лос-Анджелес российского специалиста Родченко. Дальше закручивается детектив о большой политике, деньгах и славе. Главное —какую трансформацию переживают сами герои, как их частная история становится мировой. Сделан фильм настолько классно, что у меня возникли подозрения, что это уже не чистый док, а мокьюментари. Об «Икаре» я узнал благодаря режиссеру Вере Кричевской. Мне очень близко то, что она делает.
Фильм о Борисе Немцове, который Вера Кричевская сделала вместе с Михаилом Фишманом.
Еще одна картина Веры, созданная совместно с Ксенией Собчак. Близка мне работа Кричевской, потому что ее истории рассказаны «по-западному»: без душка, отстраненно и в то же время глубоко. Это тот стиль, к которому стремлюсь и я. Плюс, конечно, ее фильмы очень хорошо сняты — для меня картинка в доке очень важна.
Картину о Дэвиде Боуи «Путь к славе» снял Фрэнсис Уэйтли, а фильм о Лондоне 60-х «Мое поколение» — Дэвид Бетти. Обе документалки составлены во многом не из собственных съемок, а из архивов. Такое кино всегда очень сложно делать.
Выделить отдельных режиссеров-документалистов, за которыми я целенаправленно слежу, мне сложно. Скорее, цепляюсь не за имена, а за истории, за героя. Но у меня есть свой любимый автор — и неважно, «фикшен» ли это или «нон-фикшен», — Пол Томас Андерсон. Он вдохновляет меня в том числе тогда, когда я думаю о своей работе и фильмах. Кстати, сейчас Андерсон сотрудничает с Томом Йорком, для которого снял несколько клипов, а последняя работа — шедевр. Это 15-минутное видео на несколько песен Йорка из нового альбома Anima. Его можно посмотреть на Netflix. Удовольствие, когда забываешь, что ты вообще смотришь — клип, сон, док или художественное высказывание.
Сооснователь Beat Film Festival и Eat Film Festival
Это фильм о первых рейвах в Британии, названный по строчке из не самой известной песни The Prodigy. В этом году Gucci и фонд Frieze решили вспомнить эпоху британских рейвов 1988–1989 годов и выпустили серию из четырех фильмов под названием «Second Summer of Love», снимать которые пригласили британских художников. «Everybody in the Place» сделал Джереми Деллер, известный левацкий мыслитель и обладатель премии Тернера, которую вручают за достижения в области современного искусства. Я смотрела этот фильм на международном кинофестивале в Копенгагене — там была его мировая премьера.
Вообще, жанр фильма про рейв достаточно обжитый и обычно подразумевает два формата: плохого качества хроника с танцами или интервью с уже потрепанными жизнью экс-рейверами, а ныне менеджерами, размышляющими о том, зачем все это было. Тут совсем немного хроники, а рейверов нет и в помине — вместо них Деллер в кадре читает лекцию политологам-первокурсникам о том, почему рейвы были политическим явлением. Формат выглядит свежо, а содержание — актуально.
Спор о том, засчитывается ли рейв как политическое явление, ведется с конца 80-х в Британии и примерно с того же времени в России и по-прежнему актуален. Рейвы на заброшенных складах на северо-западе Британии или Гагарин-пати на ВДНХ — они про музыку, наркотики и веселье или про манифестацию свободы и протест против общества? Деллер дает очень аргументированный ответ на этот вопрос, подтверждая свою точку зрения хрониками того времени, «запараллеливая» рейв с забастовкой шахтеров середины 1980-х, когда те выступали против закрытия угольных шахт по всей Британии. И я с его точкой зрения согласна.
Этот фильм представляет собой эксперимент с формой. По сути, Деллер заснял собственную лекцию с некоторыми неожиданными поворотами, которые можно считать спойлерами. Он ввел рейв в академический контекст, академизировал его, и это по-настоящему круто. Именно такое документальное кино — мое любимое и, как мне кажется, важное для документалистики и ее развития.
Я люблю наблюдать, как канон жанра раскачивается людьми из пограничных сфер, будь то современное искусство, дизайн или что-то третье. Мы будем показывать фильм Джереми Деллера в Гараже 30 августа, а 31-го можно будет увидеть весь цикл короткометражек, снятых внутри той же серии «Second Summer of Love» — три коротких метра об истоках техно, расцвете эйсид-хауса и диско, снятых тремя молодыми британскими художниками.
Основатель и генеральный директор медиахолдинга «Дождь»
Этот фильм многое объясняет о сегодняшнем дне. Я знаю авторов и знаю, какую кропотливую работу они проделали, готовя этот фильм. Я смотрела его на премьере и плакала. Из этого фильма становится понятно, как СМИ могут поменять ход истории.
Также обратить внимание стоит на Виталия Манского, Виктора Косаковского и Александра Расторгуева. Документальное кино опять становится модным и популярным. Появляется много молодых авторов, которые не боятся искать новые темы и героев. Появляется новый язык, понятный молодому поколению.
Фильм Дудя о Колыме — один из ярких примеров того, что документалистика востребована.
Шеф-повар
Каждая серия этого документального сериала посвящена кому-то из мировых шефов — среди них есть как звезды, так и не очень известные. Помимо разговоров о техниках и продуктах, в сериале есть серьезная психологическая составляющая: на свет вытаскивается, как сказали бы на уроке литературы, внутренний конфликт героя. С Альбертом Адриа, которого я сам хорошо знаю, попадание получилось стопроцентное: авторам фильма удалось в полной мере передать то разочарование, которое он испытывал, придумывая замечательные блюда, пока всемирная слава доставалась старшему брату Феррану.
Еще есть замечательная история режиссера Мориса Деккерса «Муравьи на креветке». Это рассказ о том, как шеф Рене Редзепи на несколько месяцев закрыл свой ресторан Noma в Копенгагене и вместе с командой переместился в Японию, чтобы создать особый сет из пятнадцати подач специально для японской публики. Они изучали местные продукты, факапили, собирали блюда в сет, а потом приходил сам Рене, пробовал и задавал провокационный, но резонный вопрос: «А что нового вы сделали с этими продуктами?» И работа начиналась заново. Это очень созвучно тому, что делает моя команда. Наша задача тоже в том, чтобы совершать открытия и никогда не повторяться.
В этом фильме снялся Бэнкси. Речь в нем идет о современном уличном искусстве и о том, что такое вообще искусство, и в чем отличие настоящего художника от подражателей.
Американская документалка о самом тяжелом поединке Мухаммеда Али против Джорджа Формена в 1974 году.
Я вообще люблю современную документалистику — она мне гораздо ближе искусственных художественных фильмов, потому что приближена к жизни. Я люблю слушать истории других людей и с удовольствием делюсь своими.
Режиссер
Поскольку в далеком 2009-м я поступал (и в итоге поступил) во ВГИК именно в документальную мастерскую, то любовь к этому жанру у меня осталась и список любимых фильмов может быть весьма длинным.
Прежде всего, вспоминаются режиссеры Гуалтьеро Якопетти и Франко Проспери. Они развивали такой прием в документалистике, как mondo cane. Особенно выделяется их фильм «Прощай, Африка» 1966 года.
Советская школа документального кино — это вообще нечто! Михаил Калатозов и Сергей Урусевский — ребята, которые сняли фильм «Летят журавли», получивший Каннскую ветвь, —сделали документалку «Я — Куба». Это абсолютный шедевр.
Еще одна из моих любимых картин режиссера Бориса Галантера.
Документальное кино нужно смотреть и снимать! Я сам давно вынашиваю идею одного дока. Это абсолютно полноценное и самобытное кино. Документальный жанр ничем не уступает игровому. Мне вообще нравится, когда игровое кино напоминает документальное, а документальное снято как игровое.
Фотограф
Документалистика мне в целом нравится больше всего другого, потому что доки буквальны даже при том, что режиссер может направлять и всячески свое видение выражать.
Картина режиссера Малика Бенджеллуля про Сиксто Родригеса, американского музыканта из Детройта и автора остросоциальных песен. Он выпустил пару альбомов, которые не пользовались популярностью, поэтому перестал записываться, исчез из виду и работал чуть ли не слесарем. Парадокс заключается в том, что позже его песни приобрели широкую известность в ЮАР и продавались миллионными тиражами. Сам Родригес об этом ничего не знал. Естественно, тогда не было интернета, и информация до него доходила сложно и долго. Было очень много слухов: что он застрелился, что сжег себя прямо на сцене. Поклонники певца решили разобраться, что с этим человеком, жив ли он, он — легенда или он — настоящий. Спойлерить дальше не буду. Эта картина попалась мне совершенно случайно, так что особых причин, по которым я смотрел ее, нет.
Тем, кто вдруг заинтересовался документалистикой, стоит обратить внимание на тех, кто ее придумал. Например, на Дзигу Вертова — родоначальника документального кино и представителя советского киноавангарда. Интересно даже не то, как он снимал, а какое теоретическое обоснование он давал своей работе, как он хотел убить традиционный кинематограф. Советую его фильм «Человек с киноаппаратом». В нем — большое количество нововведений: и двойная экспозиция, и рапид, и таймлапс, и стопмоушен, и даже скрытая камера.
Еще рекомендую почитать про режиссера Лени Рифеншталь и посмотреть ее работы, например «Олимпию». Она — неоднозначная фигура, так как сотрудничала с Гитлером. Я же оцениваю этот фильм с точки зрения эстетики, а не идеологии нацизма.
Из российских современных кинорежиссеров мне интересны работы Виталия Манского, например про Северную Корею и Кубу («