Кого хотят женщины? Интервью с автором эротического психотриллера «Теряя Алис»
На Apple TV+ заканчивается израильский сериал «Теряя Алис». В нем рассказывается история героини Айелет Зурер: некогда она сняла эротический арт-хаус, а потом увязла в съемках рекламы, детях и муже Давиде (Гал Торен), который в отличие от нее построил успешную карьеру в кино, став национальной звездой. В поезде Алис встречает юную сексуальную сценаристку Софи (Лихи Корновски), которая говорит, что она ее фанатка и что прислала свой сценарий ее мужу. В написанной Софи истории речь идет об отношениях двух девушек, одна из которых встречается с отцом другой; этот сценарий вдохновляет Алис вернуться в режиссуру, тем более что назначенный студией режиссер кончает жизнь самоубийством. В роли отца снимется Давид, но оказывается, что его прообраз живет в Тель-Авиве, и он крайне вспыльчив, а девушка, описанная в сценарии, кажется, умерла или тоже покончила с собой.
Лихо заваренный сюжет сериала «Теряя Алис» с персонажами и атмосферой, будто позаимствованными из Линча, и визуальными мотивами Уэса Андерсона, строится вокруг страхов и желаний Алис, чья сексуальность срифмована с ее стремлением вернуться в кино. BURO. пообщалось с Сигал Авин — автором и режиссером сериала, который она сама сравнивает с рядом зеркал, поставленных друг против друга.
Ваш фильм построен по принципу матрешки: вы женщина-режиссер, которая снимает фильм о женщине, которая снимает фильм. Невозможно не спросить, насколько автобиографичен «Теряя Алис»? Наверное, многие задавали этот вопрос, поэтому у вас может быть заготовлен ответ.
Конечно, это очень личный проект, хотя он ни в коем случае не автобиографичен: ничего подобного со мной в жизни не случалось. Однако мне близки чувства и внутренний мир умной женщины, которая разрывается между семьей, детьми и карьерой, чей пик пришелся на минувшие годы. Я прекрасно понимаю страх Алис потерять возможность творить и знаю, как все еще непросто быть женщиной-режиссером.
Один из лейтмотивов сюжета — адюльтер. Или даже контролируемая измена мужа Алис, который снимается в эротическом фильме с Софи. Вы обсуждали эту историю со своим мужем?
Да, конечно, мы много обсуждали «Теряя Алис» с членами моей семьи. Мои близкие всегда в курсе сценариев, над которыми я работаю. Они шутят, что я — как Доктор Джекил и Мистер Хайд: никто не знает, какая сущность во мне проснется утром, это зависит от сцены, которую я прописывала накануне. Можно сказать, я живу своими проектами, и в случае с «Теряя Алис» из-за этого личного аспекта вместе со мной сериалом жила вся моя семья.
Несмотря на то что ваши героини Алис и Софи — вполне самостоятельные женщины, а муж Алис разделяет с ней заботу о детях, фильм далек от интонаций феминистского манифеста. Что вы думаете о гендерном равенстве? Достижима ли какая-то равновесная модель?
Желание поговорить о проблеме гендерного неравенства и обратить внимание на женщин-режиссеров было одним из мотивов создания «Теряя Алис». Сейчас в Израиле объявили номинантов на главную телевизионную премию, и среди претендентов, снявших более 20 сериалов во всех жанрах, оказалась только одна женщина-режиссер — я. И это в 2021 году! В списке номинантов на «Золотой глобус» на звание лучшего режиссера целых три выдающиеся женщины. Так что я считаю, несмотря на все изменения, проблема остается.
Я верю, что в индустрии должно быть больше женщин-режиссеров, больше женщин-продюсеров, которые, в свою очередь, будут нанимать девушек на другие позиции, и таким образом на экране появится больше женских историй. Одна из задач «Теряя Алис» — показать как раз такую героиню и внутренние конфликты, через которые ей приходится пройти, объяснить, какую цену ей приходиться платить за возможность снимать. Я сама довольно поздно выяснила, что бывают женщины-режиссеры, узнав о Джейн Кемпион и Пенни Маршалл. Так что в определенном смысле мой фильм можно назвать феминистским, ведь он показывает, что это возможно.
«Теряя Алис» возрождает подзабытый жанр эротического триллера, который был популярен в 1990-е. В России «Основной инстинкт», «Девять с половиной недель» и «Горькая луна» были чем-то вроде экспресс-курса по сексуальной революции, причем большинство зрителей смотрели эти фильмы дома на пиратских кассетах или в видеосалонах, что усиливало их вуайеристский аспект. Какие из этих фильмов на вас повлияли и что нового ваш фильм приносит в жанр?
Я выросла на эротических триллерах 1990-х, хотя мы смотрели их в кинотеатрах. Тогда они казались крайне захватывающими, и меня, безусловно, интересует этот жанр, как и фильмы нуар, которые я постаралась трансформировать, отказавшись от мужского взгляда в изображении роковой женщины. В классических нуарных детективах в центре сюжета, как правило, женатый мужчина, уставший от своего брака, в чей мир врывается роковая женщина и разрушает его, а он делает все возможное, чтобы быть с ней.
Однако у вас это юная девушка, а не роковой молодой человек...
Да, у меня все наоборот: в мир замужней Алис приходит Софи. Когда вы досмотрите сериал до конца, вы поймете, как закручивается сюжет вокруг традиционного образа роковой женщины и как его можно трактовать в рамках женского взгляда.
Сколько вам было лет, когда вы впервые увидели эротический триллер?
Мне кажется, первую эротическую сцену я увидела, когда мне было 10. «Синий бархат», наверное, в 17, а «Горькую луну» в 19. Мой отец синефил, поэтому многие фильмы, не предназначенные для детей, я увидела достаточно рано.
Многие говорят, что сейчас настали более пуританские времена по сравнению с тем, что было 30 лет назад, несмотря на обилие и доступность информации. Как вы думаете, подросткам стоит смотреть такие фильмы?
Нет, не думаю. Хотя моя дочь смотрит сейчас «Друзей», ей 11, и некоторые моменты мне представляются возмутительными и совсем неподходящими для детей. Я иногда с ней смотрю детские телешоу, и мне не нравится даже то, что показывают в «Маппет Шоу». Мне кажется, изменения коснулись не объема информации, а родителей. Мои были постоянно заняты, и им было наплевать, что я смотрела девочкой, будь это убийства или какие-то сексуальные сцены.
Напряжение в «Теряя Алис» крайне высокое, и мне интересно, как вы разряжались на съемках? Эротические сцены снимались в молчании или вы веселились?
Занятный вопрос, потому что до этого я снимала два сезона комедийного шоу «Необратимые» о том, что происходит с парой, когда они заводят ребенка. У фильма было совершенно другое настроение, и, знаете, когда вы работаете над комедией, то действительно постоянно смеетесь, а когда делаете неонуарный триллер, то на площадке возникает атмосфера, которую вы, собственно, хотите передать фильму. Не могу сказать, что мы постоянно молчали, но мне было важно создать комфортную обстановку для актеров, чтобы они могли расслабиться, задавать вопросы об откровенных сценах и открыто обсуждать их.
Ваш фильм наверняка станет предметом анализа для психотерапевтов и критиков, объясняющих мотивы героев в психоаналитическом ключе. Приходилось ли вам встречать интересные интерпретации их поведения, которые вы сами не закладывали?
Как автор я рада, что «Теряя Алис» открыт всем интерпретациям, ведь в шоу много различных слоев и ничего не показано исключительно белым или черным. Можно сказать, что персонажи и их поступки задуманы как нечто серое, и каждый волен увидеть этот оттенок по-своему. Благодаря тому, что Apple TV+ показывает сериал по всему миру, мне пишут люди из разных уголков планеты, и жутко интересно узнавать, что их задело в «Теряя Алис», какие смыслы они обнаружили. Знакомые сценаристы говорили, что фильм вдохновил их снова начать писать; многие благодарили меня за то, что женщины изображены в сериале как создания, способные чувствовать и хотеть секса.
Вы показываете Израиль очень нетипично по сравнению с тем образом, который за ним закрепился в мейнстримном кинематографе. В вашем Израиле нет ничего восточного, это очень западная страна где-то между Скандинавией и Соединенными Штатами. Насколько он реален?
Абсолютно реален, и там нет ничего вымышленного. Возможно, эта реальность скрыта от тех, кто приезжает в страну, а не живет в ней. Возможно, она была эстетизирована нами из-за жанра, расставлены иначе акценты. Здорово, что в Израиле можно снять эротический триллер, и необязательно снимать в желто-солнечных тонах фильм о войне, шпионах, политике или религиозном противостоянии. А что касается изображения людей и их отношений, то, я считаю, что они продемонстрированы объективно. Во многих семьях трое и больше детей; многим актерам в Израиле помогают родители, как в нашем фильме, потому что они не зарабатывают достаточно денег. Мой герой Давид по статусу и популярности соответствует Бреду Питту в США, и представьте, что он не в состоянии содержать себя без помощи матери. Такое бывает... Показанные нами соседи, у которых идет ремонт, дороги, на которые тратят время люди, чтобы доехать до Тель-Авива, — все это абсолютно реально.
Последний вопрос может показаться неудобным. Алис много времени проводит со своим телефоном, и как так получилось, что в фильме Apple TV+ в ее руках не iPhone?
Apple TV+ — это удивительная площадка для многих фильмов и сериалов, и я очень благодарна за то, что они показывают «Теряя Алис». Шоу не случилось бы без их поддержки, поэтому я могу, конечно, ответить на ваш вопрос, но лучше закончим на том, что я счастлива и благодарна им.
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7