Новая драма Михаэля Ханеке уже в прокате
25 января в российский прокат вышел новый фильм легендарного режиссера и любимца Каннского кинофестиваля Михаэля Ханеке «Хэппи-энд». Buro 24/7 рассказывает о новинке.
13-летняя Ева снэпчатит свою вполне обычную, но раздражающую ее жизнь: мама, с которой она не ладит, хомячок, вид из окна. Однажды ее мать предпринимает попытку самоубийства и оказывается в больнице, тогда Ева переезжает в шикарный дом семьи своего отца, у которого уже некоторое время есть новые жена и ребенок. Глава этой буржуазной ячейки общества и дедушка Евы Жорж тем временем завидует всем, кто уже покинул этот свет, как его супруга Анна, и стремится к ним присоединиться, но ничего не получается. Еще один член семьи — деятельная тетя Евы Анна, возглавляющая фамильный строительный бизнес. Порядок в особняке поддерживает другая семья — марокканские мигранты.
Михаэль Ханеке уже превратился в классику Каннского кинофестиваля — его фильмы регулярно там появляются, и каннское жюри не раз награждало режиссера. «Хэппи-энд» по традиции взяли в основную программу в 2017-м, но в этот раз работа Ханеке осталась без наград. Бесспорно, режиссер просто не умеет снимать плохо, и, на какой его фильм ни пойди в кинотеатр, ощущения напрасно потраченных денег не будет, но своих постоянных зрителей он, кажется, уже не стремится удивлять.
В «Хэппи-энде» вновь появляются кочующий у Ханеке из картины в картину и одновременно переменчивый дуэт персонажей Жоржа и Анны в исполнении блестящих Жана-Луи Трентиньяна и Изабель Юппер. Фильм — все та же язвительная насмешка Ханеке над обеспеченными, но не способными любить людьми, какая была и в его предыдущей драме «Любовь». Из новых раздражающих Ханеке факторов — малолетние ютьюб-блогеры, постоянная трансляция собственной жизни и секстинг, а из волнующих — расизм и миграционный кризис в Европе, но все это как-то мимоходом.
Едва ли награды для Ханеке важнее, чем верность собственным принципам и идеям, и режиссер вряд ли переживает, как другие отзовутся на его фильм. Как художник, рисующий один и тот же объект, он изображает уже знакомое, но постоянно добавляет что-то еще. Вчера технофобия режиссера заключалась в нелюбви к телевизору, сегодня — к смартфонам. Во всяком случае, невозможно обвинить Ханеке в невнимательности к миру или в неумении подмечать детали. Главное же ощущение от «Хэппи-энда»: мир меняется, люди — не очень, что именно можно считать хэппи-эндом — человечество пока не знает.