Фильмы об ужасах животноводства и преследованиях геев в Чечне, история бежавшей из Саудовской Аравии девушки и французского мальчика из благополучной семьи, оказавшегося не в своем теле, а также работа, смонтированная из обращений к Путину и отсылок к Андрею Платонову. Алена Бочарова посмотрела их на Берлинском кинофестивале, и, вполне вероятно, что-то из этой пятерки мы увидим в программах российского Beat Film Festival.
Грандиозный эко-док русского мэтра Виктора Косаковского (из последнего — «Акварель»), в котором антропоморфизм в изображении природы достигает невиданных высот. Главная героиня — свинья по имени Гунда, на камеру рожающая поросят и сопровождающая их в первые недели жизни, за которыми зритель наблюдает 80 монотонных минут с перерывами на коров и петухов. За это время успеваешь сравнить картинку на экране с пасторалями XVIII века и пользовательскими ютьюб-видео, поразмышлять, что знает свинья о предназначении своей жизни на ферме, чтобы к концу сердце разорвалось от боли. Да, Виктор Косаковский — веган, фильм спродюсирован Хоакином Фениксом, который тоже веган, в американский прокат фильм выпустит компания Neon, прокатывавшая, например, «Паразитов».
Один из главных документальных хитов «Сандэнса» добрался до Берлина. История мусульманской девушки Муны, которая в одиночку втайне от своей семьи готовит побег из Саудовской Аравии, чтобы получить возможность распоряжаться своей жизнью. Фильм целиком смонтирован из записей Муны на мобильный телефон, иногда из-под абайи. Режиссер — швейцарка Сюзанна Майерс, чей фильм «Рейв в Иране» мы показывали несколько лет назад. У Муны любящая семья и заботливый будущий муж, правда, ее отец периодически бьет брата и запрещает ее маме делать селфи, а ей — учиться водить. Тем не менее от фильма нет ощущения спекулятивности, зато, безусловно, есть ощущение триллера. Между размышлениями о том, хотел ли Аллах, чтобы женщины проводили свою жизнь взаперти, Муна отсылает видеофайлы режиссеру, консультируется с саудовским правозащитником из Германии, покупает авиабилеты в Минск, в который ей предстоит сбежать на третий день своего свадебного путешествия.
Новый фильм Андрея Грязева, которого на Берлинале ждали восемь лет, после того как тут состоялась мировая премьера его фильма «Завтра» о группе «Война». Остроумный в своей трехчастности, местами невероятно смешной и настолько же горький, «Котлован» сделан в достаточно конвенциональном формате: жители современной России обращаются к Путину через ютьюб. Но символическое значение понятно: режиссер дает их голосам еще один шанс быть услышанными. Индивидуальные послания отчаявшихся пенсионеров и военнослужащих, коллективные воззвания обманутых дольщиков Долгопрудного и протесты жителей Архангельской области против мусорной свалки — режиссер не только сравнивает их с героями одноименной повести Платонова, но проводит параллели между современностью и концом 1920-х — началом 1930-х годов, временем антиразумных экономических решений, массового голода и других катастроф.
Фильм американского режиссера и летописца истории ЛГБТК-сообщества Дэвида Франса, чей номинированный на «Оскар» фильм «Как пережить чуму» мы показывали в 2013 году на фестивале «Завтра/2morrow». За камерой на этот раз — документалист Аскольд Куров. Новый фильм — отчаянно смелая история о российской активистской организации, которая вывозит преследуемых в Чечне геев, чтобы найти им убежище в Европе и Канаде. Герои рассказывают свои истории — о пытках, неофициальных тюрьмах для геев, преследованиях со стороны родных. В самой Чечне снята лишь одна история — операция по вывозу Ани из Грозного через Владикавказ. Аня — имя ненастоящее, при этом скрыты в фильме не только имена, но и лица героев — посредством цифровых масок. Когда один из героев фильма Максим Лапунов, единственный, кто к данному моменту решился открыто заявить о преследованиях в Чечне, дает пресс-конференцию, цифровая маска — практически как в фильме «Матрица» — сменяется его реальным лицом. Фильм уже пригласил в свою программу один российский фестиваль, желаем ему удачи с этим гражданским актом.
Док о мальчике из благополучной буржуазной семьи, осознавшем свою трансгендерность в самом раннем возрасте. Самое любопытное, что есть в этом фильме французского режиссера Себастьяна Лившица, до этого снимавшего и фикшн, и документальное кино в той же повестке, — то, что снят он как обычная европейская семейная драма. Родители планомерно борются за то, чтобы школа разрешила их ребенку носить платья, а одноклассники говорили о нем в женском роде, возят ребенка из пригорода в Париж к правильному психологу, чтобы вместе понять, как действовать, мать переживает, что у ее ребенка не будет настоящего детства. Столкновение благополучного и благонравного мира с неизведанной человеческой природой максимально смягчено аккуратной картинкой, которая в действительности может быть прочитана как форма активизма: фильм легко представить себе на любом европейском телеканале, пусть тоже просвещаются.
27.02.20, 17:21
Другие истории
Подборка Buro 24/7