Кого может оскорбить «Матильда»

Фильм способен расстроить не только сектантов

Весь этот год прошел в беспредметных спорах вокруг «Матильды». Теперь, когда фильм наконец вышел в кинотеатрах, предмет появился и словесные баталии перестали быть бесплотными. Сейчас мы можем довольно точно определить, кого на самом деле может оскорбить (или же просто расстроить) «Матильда» — помимо сектантов и депутата Натальи Поклонской, конечно.

Сектанты

Самая очевидная и самая громкая группа людей. Если из всех сект вы выбрали «Христианское государство — Святая Русь», то «Матильда» вас, безусловно, оскорбит. Проблема, конечно, не в фильме, а в вас. Могли ведь примкнуть к любой другой секте — к адвентистам, сайентологам, скопцам на худой конец. Что же до царебожников, то они всерьез почитают Николая II за воплощенного Христа. Дальше метафорический ряд продолжается: особняк Ипатьева — это Голгофа, а расстрел царской семьи — это искупительная жертва за все грехи России. Для подобных оригиналов «Матильда» — что «Последнее искушение Христа» и «Код да Винчи» для католиков, ведь Николай II в фильме увивается за женщиной и занимается с ней добрачным сексом. Его немного оправдывает стремление узаконить их отношения и наречь балерину княжной, но царебожники едва ли сочтут это весомым. Сектанты, что с них взять.

 

 

 

 

 

Монархисты

Все, кто желает для России скорейшего возвращения к монархии, «Матильду» тоже не оценят. Учитель рисует не самый благообразный портрет наследника престола — он инфантильный, впечатлительный, слабохарактерный и, что самое важное, не имеет ни малейшего желания править страной. Молодой Николай готов променять престол на любовь балерины и не слушает доводов матери и жены. Досуг он тоже проводит не по-царски. Вместо охоты — отстрел ворон с балкона, вместо светских раутов и балов — балет и синематограф. Особо впечатлительным монархистам такое показывать нельзя — развратного правителя они стерпят, а вот слюнтяя вряд ли.

 

 

 

 

 

 

Немцы

Русские в голливудском кино вызывают либо смех, либо раздражение — если на пути героя встречается выходец из России, то он, скорее всего, мафиози. А вот каково немцам, которые в американских фильмах обычно представлены как врачи с садисткими наклонностями, судить не возьмемся. Тем не менее их может как минимум удивить, что российское кино тоже подцепило этот штамп. В «Матильде» фигурирует психиатр Фишель — в свободное от врачебной практики время он пытает пациентов, погружая их в огромный бак с водой. И ладно бы этот дореволюционный доктор Менгеле занимался только этим — Фишель еще и успевает устраивать магические сеансы для будущей государыни Александры Федоровны. Впечатляющее, должно быть, у него резюме — психиатр, заплечных дел мастер и экстрасенс.

Александра Федоровна, которую на самом деле зовут Виктория Алиса Елена Луиза Беатриса Гессен-Дармштадская, тоже хороша. Мало того что она верит своему соотечественнику, она еще и отправляется за кровью балерины, необходимой для проведения ритуала по «отвороту» от ее жениха. Аликс (так ее называют при дворе) совершает одну нелепость за другой — ее попытки избавиться от балерины Кшесинской делают из нее комедийного персонажа. Кстати, Александру Федоровну тоже канонизировали, но издевательства над ее святым образом почему-то никого не смутили. Хочется верить, что честь последней императрицы в альтернативной реальности отстаивает депутат Поклонский.

 

 

 

 

 

Балерины и танцовщики

Отечественный кинематограф очень почтительно относится к «великому русскому балету». За последние два года на экраны вышли две драмы про театральное закулисье — «Большой» Тодоровского и «После тебя» Матисон. «Матильда», конечно, не о балете, а о любви, но надо же хоть как-то обозначить, что Кшесинская была не просто любовницей наследника, но и балериной. На сцене мы ее видим всего пару-тройку раз — во время первого выступления она случайно оголяется, чем и привлекает внимание Николая, а в ходе второго падает. Ради желанной партии Матильда до кровавых пуантов пытается выдать 32 фуэте, но постоянно терпит фиаско. Удается ей это только в финале и на глазах наследника. В общем, роман с наследником все равно так или иначе помог ее балетной карьере, пусть и не самым очевидным образом.

 

 

 

 

 

Историки

Здесь нужно сразу оговориться, что речь идет о бескомпромиссных историках, которые всерьез требуют документальной достоверности от художественных фильмов. Однако даже их не столь щепетильные коллеги отметят, что сценарий «Матильды» достоин лежать на одной полке с диссертацией Владимира Мединского. Профессионалы еще успеют перечислить полный список исторических ляпов — наметанный глаз всегда подметит ошибки в датах и неправильные аксельбанты на мундирах. Но это все мелочи, «Матильда» в целом очень вольно обходится с историей отношений Николая и Кшесинской — даже сцена первой встречи не соответствует дневникам балерины. И это не говоря про вымышленных поручика Воронцова (Данила Козловский) и доктора Фишеля. Главное, понять перед просмотром, что «Матильда» — это сказка и прицела на достоверность ее создатели никогда не ставили.

 

 

 

 

 

Любители хорошего кино

Надо признать, что даже великое кино может пасть жертвой завышенных ожиданий, но у нас, увы, на повестке не оно. «Матильду» можно назвать скандальной и резонансной, но не великой и даже не просто хорошей. Провокационным фильм тоже не назовешь — расскажите о сегодняшней истерии через десять лет, и ваш собеседник будет глубоко удивлен. Как произведение киноискусства «Матильда» не тянет на повод для профессиональной дискуссии и не способна вызвать никаких эмоций, кроме глубокого недоумения. Зрители, которые купили билет на «Матильду», ожидая шокирующего зрелища с «порноактером и сатанистом» в роли Николая II, будут разочарованы. Видимо, самым впечатляющим моментом, связанным с фильмом, для них станет встреча с полицейскими у входа в кинотеатр.

 

 

 

 

 

Филипп Вуячич

27.10.17, 14:59

  • Фоторедактор: Нина Расюк
  • Фото: gettyimages.com / commons.wikimedia.org