Если вы никогда раньше не смотрели аниме, то начните с этих фильмов
Японской анимации уже больше сотни лет, и среди поклонников аниме отметились даже знаменитости: в любви к жанру признавались Квентин Тарантино, Робин Уильямс, Киану Ривз, Фаррелл Уильямс, Канье Уэст и Ким Кардашьян, Граймс и Снуп Дог. Правда, некоторые все еще относятся к аниме с предубеждением, считая эти мультики глупой детской забавой, а кто-то пока посмотрел только всего Миядзаки. Buro 24/7 советует шесть полнометражных аниме, с которых проще всего начать тем, кто еще не решился всерьез взяться за японскую анимацию.
2013
«Сад изящных слов» — визуально поэтичная и прозаичная по содержанию работа одного из известнейших японских режиссеров-аниматоров Макото Синкая. Работы Синкая считаются артхаусом аниме, потому что в них нет традиционных для жанра штампов. Сюжетом «Сад» напоминает европейские фильмы, а выглядит так красиво, что захватывает дух. Даже дождь тут показан так, что весенняя непогода за окном начинает вызывать исключительно теплые чувства.
«Сад изящных слов» рассказывает о старшекласснике Такао, мечтающем о карьере обувщика. В дождливые дни Такао прогуливает школу и приходит порисовать в беседку в красивом саду. Однажды он встречает там загадочную девушку лет на десять старше его. Постепенно они начинают общаться, ведь теперь видятся в беседке в каждый дождливый день. Девушка все время пьет пиво и ест шоколадки, а из ее монологов становится понятно, что у нее депрессия. Такао влюбляется в незнакомку, но чувствует, что они из очень разных миров.
1988
Это антиутопичное киберпанк-аниме уже считается классикой жанра. Фильм снят по одноименной манге, действие которой разворачивается в постапокалиптическом будущем. Визуально и аудиально он напоминает вышедшего в 1982 году «Бегущего по лезвию» Ридли Скотта. Для своего времени «Акира» был очень революционным: здесь впервые была использована частота 24 кадра в секунду и виузальные эффекты. Кроме того, это просто захватывающая картина, и некоторые считают, что она дала старт аниме-буму в западных странах.
По сюжету в 1988 году Токио уничтожает ядерный взрыв, и основные события фильма происходят в Нео-Токио в 2019 году. Участник местной байкерской группировки Тацуо сталкивается с необычно выглядящим ребенком с синеватой кожей. Этот ребенок — подопытный, над которым ставят эксперименты ученые и военные. После этой встречи Тацуо, самый маленький в своей банде байкеров и когда-то затравленный в школе, обретает сверхспособности, но при этом меняется и его личность. Вскоре события принимают опасный для всех жителей города оборот, и трагедия 1988 года может повториться.
1998
«Идеальная грусть» — дебютная работа режиссера Сатоси Кона, рано ушедшего из жизни. В 46 лет он умер от рака, успев выпустить всего четыре аниме, но все они заслуживают внимания. В своем первом фильме Кон исследует проблемы сексуализации звезд, сталкинга и поиска собственной идентичности. «Идеальная грусть» — замысловато закрученный триллер, и зрителю сложно предугадать, что же на самом деле происходит: сходит ли главная героиня с ума или кто-то помогает ей в этом. В общем, отдаленно напоминает последнего Содерберга.
В центре сюжета фильма — юная поп-звезда Мима, которая уходит из своей девчачьей группы ради актерской карьеры. Проблема в том, что ее не воспринимают всерьез и получить хорошую роль сходу не получается. Миму берут в популярный сериал, но по сценарию ее героиня становится жертвой изнасилования, и для бывшей миленькой поп-певицы это полная противоположность всему, что она делала раньше. Параллельно со съемками Мима находит в интернете дневник, который некто ведет от ее имени с очень точными описаниями ее будней, и это пугает девушку. Кроме того, на площадке, где снимают сериал, происходит взрыв — злоумышленник заложил взрывчатку в письмо для Мимы.
1995
О «Призраке в доспехах» слышали и те, кто не интересуется аниме. Одни из причин — киноверсия 2017 года со Скарлетт Йоханссон в главной роли. Фильм единогласно признали неудачным: если в оригинальном аниме был целостный захватывающий мир и с захватывающим сюжетом и своей философией, то кинокартина выглядела зажатой и лишенной воздуха. «Призрак» 1995 года — только первая часть серии полнометражных аниме, снятых по одноименной манге. Визуальные решения фильма вдохновили многих режиссеров, в том числе и сестер Вачовски при создании «Матрицы».
Действие киберпанковского «Призрака в доспехах» происходит в 2029 году, когда физические границы между государствами окончательно стерлись благодаря распространению интернета. Главная героиня — сотрудница девятого отдела Министерства внутренних дел Японии по прозвищу Майор, и она киборг — после авиакатастрофы ее практически собрали заново, так что от человека в ней остались только головной мозг и часть спинного. По сюжету Майору предстоит противостояние с хакером Кукловодом.
2012
Обаятельное аниме о взрослении, выборе собственной идентичности и сложности найти свое место в мире, когда чувствуешь себя другим, напоминает работы Миядзаки любовью к природе, вниманием к социальным проблемам и сочетаением обыденной реальности и волшебства. Фильм снял один из лучших японских режиссеров Мамору Хосода, работавшим в том числе над аниме-сериалом «Сейлор Мун» и сделавшим рекламный ролик для Louis Vuitton.
В этой картине юная Хана влюбляется в молодого человека, который превращается в волка. Он не стереотипный оборотень, но ему не очень легко дается жизнь среди людей. В конце концов они женятся и заводят детей, но однажды отец семейства погибает, и Хана остается одна с двумя детьми на руках. Ей предстоит воспитывать двух полуволков, а Амэ и Юки — определиться с тем, кем же они хотят быть.
2003
Эту комедийную драму снял уже упоминавшийся выше Сатоси Кон. Фильм показывали на кинофестивале в Ванкувере и на фестивале аниме в Нью-Йорке. Есть ощущение, что Кон и рассчитывал на западную аудиторию, когда работал над этим рождественским фильмом, хотя упоминающиеся тут западные явления действительно существуют в Токио бок о бок с более традиционными.
«Однажды в Токио» начинается с того, что под Рождество трое бездомных находят на улице младенца. Проигравшийся в тотализаторе Джин, трансгендерная женщина Хана и сбежавшая из семьи юная Миюки пытаются найти родителей девочки, которую они приютили. Параллельно с поисками они попадают в различные драматические ситуации, которые им, бездомным, практически лишенным прав и сочувствия, приходится переживать.