Что делает студию А24 поп-культурным феноменом
20 августа исполнилось шесть лет главной на сегодня американской независимой компании по производству и дистрибуции кино А24. Инди-фильмы снимают не первое десятилетие, но прямо сейчас нет компании, которая делала бы более заметные проекты, чем А24. В западной прессе эту студию называют инноваторами и будущим кино. Buro 24/7 рассказывает, чем кинокомпания А24 заслужила такие похвалы.
Если вы ничего не знаете об А24, то точно слышали об их фильмах и некоторые даже наверняка смотрели, ведь в портфолио кинокомпании не один так называемый фильм-событие. «Элитное общество» Софии Копполы, «Побудь в моей шкуре» со Скарлетт Йоханссон, документалка «Эми» об Эми Уайнхаус, «Лобстер» Йоргоса Лантимоса с Колином Фарреллом, оскороносный «Лунный свет», «Проект “Флорида”» Шона Бэйкера, «Убийство священного оленя» того же Лантимоса с тем же Фарреллом, «Леди Берд» Греты Гервиг, «Горе-творец» Джеймса Франко, «Как разговаривать с девушками на вечеринках» по рассказу Нила Геймана — все эти картины бурно обсуждались в медиа и среди синефилов. В противовес крупным студиям, предпочитающим вкладывать деньги в гарантированные, но шаблонные блокбастеры, А24 распространяет малобюджетное кино сложного покроя, способное захватить внимание оригинальностью идеи.
Конечно, независимое кино появилось не сегодня и добилось внимания еще в 1990-х. Тогда этому во многом способствовало появление фестиваля инди-фильмов «Сандэнс» в 1985 году. Фестиваль устроил Институт Сандэнс — организация актера Роберта Редфорда, поддерживающая независимых деятелей кино, театра и музыки. В это же время стал набирать популярность другой оплот инди-кинематографа — Кинофестиваль в Торонто. За успехом режиссеров вроде Стивена Содерберга, Пола Томаса Андерсона и Спайка Джонса последовал взлет независимого кино, и, кажется, в последние годы он повторяется — благодаря студии А24.
A24 основали Дэниэл Катц, Дэвид Фенкел и Джон Ходжес. До этого Катц возглавлял группу по финансированию фильмов в инвестиционной компании Guggenheim Partners, Фенкел руководил кинодистрибьюторской компанией Oscilloscope Laboratories вместе с Адамом Яуком из Beastie Boys, а Ходжес — развитием кинокомпании Big Beach Films. В какой-то момент вся троица поняла, что хотела бы делать не то кино, что стало мейнстримом в Голливуде. «Фильмы перестали казаться нам такими будоражащими, как в начале нашей карьеры», — говорит Катц о решении открыть свою собственную компанию.
Интересно, что А24 запускали как какой-нибудь технологический стартап — небольшой командой и без иерархии, так что у сотрудников даже не было должностей. «Когда мы начинали, то хотели, чтобы нашей работой были фильмы и режиссеры, а не мы сами, и мы подчеркнули это отсутствием иерархии».
Во-первых, в А24 уважают автора и авторское видение. Гиганты кинобизнеса предпочитают гарантированную кассу и отсутствие скандалов, а потому часто выбирают режиссеров под конкретный проект из коммерческих соображений и всегда готовы переобуться на ходу, если им покажется, что проект идет куда-то не в ту сторону из-за режиссера. В отличие от больших студий А24 считает творческую свободу режиссера залогом успеха. Команда А24 предпочтет рискнуть и вложить деньги и усилия в автора с необычным видением (в том числе и в совсем начинающего), чем работать над чем-то ортодоксальным. Режиссеры в ответ испытывают исключительно благодарность за веру в себя и невмешательство в процесс.
Второй момент, который объединяет большинство фильмов А24, — возможность посмотреть на жизнь глазами какой-то определенной категории людей. Так, в «Элитном обществе» Софии Копполы мы видим события с точки зрения аутсайдера, стремящегося к гламурному образу жизни а-ля «голливудская селебрити» и весомому статусу в соцсетях. В оскароносном «Лунном свете» мы узнаем, каково это быть афроамериканским подростком, да еще и осознающим свою гомосексуальность. В «Леди Берд» Греты Гервиг — что значит быть девочкой-подростком из небогатой семьи. В «Американской милашке» и «Проекте “Флорида”» — как выглядит мир для людей с обочины, не имеющих толком ни дома, ни заработка, ни семьи, только в первом случае — глазами совсем молодой девушки, а во втором — глазами детей, и это два очень разных взгляда.
Если второй пункт тут, скорее, случайное совпадение, то первый — совершенно намеренная стратегия, и двух этих факторов вполне достаточно, чтобы снимать незамыленное голливудскими канонами кино, способное по-хорошему удивить зрителя (как пишут некоторые СМИ, А24 занимается «бутиковым кино»).
А24 идет в ногу со временем, постоянно используя различные интернет-платформы для продвижения своих фильмов и событий. Например, когда студия готовилась к премьере фильма «Из машины» на фестивале SXSW в 2014 году, то посетители фестиваля могли найти в тиндере женщину по имени Ава. В чате приложения Ава обязательно спрашивала пользователя: «Что делает тебя человеком?», — а потом предлагала собеседнику посмотреть ее инстаграм, где был один-единственный пост — трейлер «Из машины». Легко догадаться, что Ава была ботом, а не настоящей женщиной. Все крупные американские медиа осветили эту кампанию, и даже при отсутствии каких-то кассовых суперзвезд в актерском составе А24 удалось окупить затраты на съемки «Из машины» более чем в два раза.
Другой пример — большой проект о философе Дэвиде Фостере Уоллесе на платформе Medium, сделанный А24 к выходу фильма «Конец тура» об Уоллесе. А вот к одному из своих релизов этого года — комедии «Восьмой класс» — А24 сделала сайт, куда можно загрузить свое школьное фото и стать частью школьного альбома, в котором уже красуются Шайя Лабаф и Джордж Клуни.
Даже если забыть о специальных проектах, в А24 просто умеют вести соцсети. Когда в 2012 году компания выпускала фильм «Отвязные каникулы», ставший прорывным для А24, то студия разместила в соцсетях оммаж монументальной фреске Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» с Джеймсом Франко в роли отвязного Иисуса в гавайской рубашке. Изображение быстро стало виральным, и о нем писали многие издания — получился настоящий мастер-класс по бюджетному продвижению. В результате фильм «Отвязные каникулы» побил американский рекорд по предпродаже билетов.
В A24 действительно очень следят за трендами, и в этом году, когда мы переживаем бум подкастинга, компания запустила собственный подкаст The A24 Podcast. На нем актеры, режиссеры и другие симпатичные A24 профессионалы индустрии общаются между собой. Гостями подкаста уже побывали Грета Гервиг и режиссер «Лунного света» Барри Дженкинс. При этом на подкасте говорят не только о кино, но и на более общие культурные и социальные темы.
Первым прорывом А24 стала криминальная драма «Отвязные каникулы», балансирующая на грани с комедией. Сейчас даже сложно представить, но для 2012 года это был довольно рискованный проект: в фильме с наркотой, сексом и насилием вместе с Джеймсом Франко снялись диснеевские звезды Селена Гомес, Ванесса Хадженс и Эшли Бенсон. Впрочем, многие актрисы-милашки Disney, стоит им вырваться на волю (или из заложников?) компании, сразу же демонстрируют миру свою дикую сторону. Майли Сайрус сменила имидж примерно тогда же. Вдобавок к сюжету и актерскому составу фильм снял плотно вросший в независимый кинематограф Хармони Корин — режиссер культовых «Гуммо» и «Умницы Уилла Хантинга». Как было указано выше, виральная компания помогла картине со сборами, а потом сработало сарафанное радио, и только в США «Отвязные каникулы» окупились почти втрое против своего бюджета. Тогда об А24 заговорили все развлекательные медиа.
Финансовый успех — важная вещь для любого бизнеса, но у А24 есть и совершенно уникальная репутационная победа: из-под крыла этой студии вышел первый квир-фильм, получивший «Оскар» в категории «Лучший фильм». Более того, ровно на фоне всех обвинений Голливуда в расовой дискриминации картиной года стала драма с чернокожим главным героем. «Лунный свет» режиссера Барри Дженкинса рассказывает историю взросления афроамериканца Шайрона из Майами, постепенно осознающего собственную гомосексуальность. В тот же год за звание лучшего фильма на «Оскаре» боролся «Ла-Ла Ленд» Дэмьена Шазелла — гораздо более конвенциональная история, да еще с Райаном Гослингом и Эммой Стоун, так что победа «Лунного света» — действительно триумф и сразу много баллов репутации.
Драма о судье по семейным делам, которой нужно как-то убедить родителей подростка Адама сделать переливание крови, от которого зависит его жизнь. Родители мальчика отказываются от процедуры по религиозным соображениям, а сам Адам пока не может принимать такие решения — до его совершеннолетия еще целых три месяца, которые могут стать для него фатальными.
Фильм показали на Кинофестивале в Торонто еще в прошлом году, но в мировой прокат он выйдет в конце августа — начале сентября, и при этом пока непонятно, доберется ли до России. Скорее всего, все же доберется, ведь вдобавок к актуальному сюжету (вспомните только истерики антипрививочников) тут есть выдающиеся актеры Эмма Томпсон и Стэнли Туччи.
Режиссерский дебют Джоны Хилла, в котором публика привыкла видеть обаятельного героя комедий, уже успел стать одним из самых ожидаемых фильмов грядущей осени. Причины разные. Во-первых, сам Джона Хилл — двукратный номинант на «Оскар», интеллигентный шутник и обаятельный актер. От такого можно ожидать чего-то небанального. Во-вторых, уже подутомившая, но живучая ностальгия по 1990-м. В-третьих, главный герой фильма — 13-летний парнишка Стивен — не только сам по себе милый мальчуган, он еще и скейтер — быть скейтером сегодня круто и модно, и сам Гоша Рубчинский продвигает скейтерство в массы. В общем, есть вероятность, что история взросления Стивена придется нам всем по сердцу.
Мировая премьера «Середины 1990-х» назначена на 19 октября, а вот ждать ли фильм в России — это пока загадка.
В хорошем смысле безумную (немного даже по-линчевски безумную) неонуарную драму Дэвида Роберта Митчелла в этом году показали в Каннах. По сюжету растрепанный калифорниец Сэм знакомится с девушкой, а после ее бесследного исчезновения пытается найти приглянувшуюся даму. Главные роли тут играют Эндрю Гарфилд и Райли Кио, что тоже вроде бы должно делать фильм привлекательным для прокатчиков. Тем не менее даты российской премьеры пока нет, но точно известно, что в американском прокате лента появится 7 декабря.
Еще один каннский фильм, взятый под крыло А24. Его снял скандальный режиссер Гаспар Ноэ — автор знаменитых «Необратимости» и «Любви» (последний некоторые спешно заносят в категорию порнографии и крестятся). «Экстаз» — нечто вроде длинного музыкального видео, в котором ученики танцевальной академии устраивают выпускную вечеринку и кто-то добавляет ЛСД в сангрию — главный напиток вечера. Только представьте толпу сексуальных танцоров под ЛСД на вечеринке — это гипнотизирующее зрелище.