«Для меня все люди на земле — это дети»: Варя Маценова — о фильме «Яблоки» и способности удивляться миру
Еще в первом конкурсном блоке фестиваля «Короче», завершившегося в минувшие выходные, показали короткий метр Вари Маценовой «Яблоки» — драмеди с Антохой МС в главной роли о том, что дуракам все по силам (картина взяла главный приз). Именно тогда у большинства зрителей появился фаворит смотра. Не стала исключением и редактор BURO. Екатерина Краюхина. После показа она поговорила с Варей о детском взгляде на мир и важности слышать собственный голос, а еще о знаках свыше, первой любви и свечении текстов Романа Михайлова.
Для меня вообще все профессии — будь то режиссура, актерское мастерство, музыка, кулинария — это такие communication tubes (как в «Ассе» у Бананана), через которые ты можешь пробовать говорить одну и ту же мысль, но разными способами. Вопрос в том, через какую трубу твой личный голос будет звучать чище. В какой-то момент почувствовала, что у меня-актрисы голос звучит не очень чисто и надо попробовать поговорить через какую-то другую трубу. Так, наверное, произошел этот переход. Не чувствую себя режиссером: боюсь ореола серьезности и ответственности, наросшего вокруг этого слова. Скорее, люблю фантазировать и сочинять миры.
Во время учебы в школе кино «Индустрия» меня очень поддерживал и помогал Александр Андрющенко. А еще дистанционно учусь у Мишеля Гондри, Тима Бертона и Терри Гиллиама, преклоняюсь перед Сергеем Соловьевым и Александром Расторгуевым. Всех их считаю главными учителями в мире кино.
Для меня все люди на земле — это дети. Большинство из которых умело прикидываются взрослыми. Именно с этими детьми, которые, на самом деле, никуда не делись, мне и хочется вести диалог. Наверное, мне хочется рассказывать сказки ребенку, живущему в каждом из нас до самой смерти, а может, и после нее. Я сама ребенок. По календарю мне скоро 30, а на самом деле все еще 12. И дело не в инфантилизме, а в любви к этому миру и способности ему удивляться, наверное.
Мне кажется, жестокость жестокости рознь, есть ведь, например, и Тарантино. Вопрос в том, как это сделано и есть ли в этом любовь. У Тарантино все фильмы о любви.
Да! И сказал, что Антоха очень похож на прототипа главного героя.
Я влюблена в тексты Романа. Он слышит ветер из других измерений и переводит его на наш язык. При всем, казалось бы, чернушном антураже (психбольницы, наркотики) его тексты светятся чем-то самым чистым и первоначальным.
И прекрасный Илья Борисов!
Конкретно для «Яблок» искала актеров, которые умудрились сохранить детский взгляд на мир. Сперва нашла Женю и Илью. Они пришли вдвоем на кастинг, и я им сразу заявила, что это никакой не кастинг, а вот на столе сыр и вино, давайте знакомиться (улыбается). За это меня потом наругали старшие товарищи, сказали, что режиссер так делать не должен, а я до сих пор думаю, что так должны проходить все кастинги. Оказалось, что Женя и Илья — лучшие друзья, я этого не знала. Очень люблю, когда такие совпадения происходят, для меня это знак, что все идет верно.
Актера на главную роль искала долго. Жаловалась подруге Лизе, что не могу найти, и она откуда-то с облака схватила имя Антохи. Почувствовала, что это то, что надо, позвала Антоху на пробы, он согласился, ему было интересно попробовать себя в кино, мы сделали тройные пробы с ребятами — и все сошлось.
А если говорить про Олега Ягодина: с 12 лет слушаю «Курару» (рок-группа из Екатеринбурга, в которой поет Ягодин. — Прим. BURO.), и для меня возможность поработать с ним — огромный подарок. Ну и плюс я подумала: круто, что Антоха — светлый музыкант, а Олег — мрачный (нет).
Кирилла Кто знаю давно, еще до «Яблок». Очень нравились его работы, и одну мне мама подарила на день рождения. Там написано: «Все, что осталось от вдохновения». Мне кажется, он мог бы тоже быть одним из персонажей «Яблок»: его работы из мира этих ребят. А еще хотелось сделать оммаж титрам в фильме «Черная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви», которые рисовали художники Тимур Новиков и Олег Котельников.
Ага. Недавно придумала такую сцену: два человека находятся в разных местах, из сердца одного тянется дорожка в сердце другого, и по этой дорожке ездит туда-сюда на велосипеде маленький почтальон и передает письма. Если что, в моей голове это смешно и нелепо, а не сентиментально (улыбается).
Верю в знаки так, как сами знаки не верят в себя! Собираясь на фестиваль, положила в карман сумки маленького пластмассового верблюда, листик с какого-то дерева (красиво лежал на земле), ниточку (подумала, что что-то в ней есть) и деревянную божью коровку на пружинке, которую папа подарил. Это мой переносной алтарь, предметы время от времени меняются (теряются, дарятся), но потом случайно находятся новые.
Мне кажется, что нет первой, второй, третьей любви, есть одна любовь, которая приходит к нам в разных обличиях, когда мы к ней оказываемся готовы и открыты. И это не обязательно человек. Иногда она может прийти в обличии красивого заката, птички или пакета пролетающего. И вот это все, конечно же, навсегда и даже больше чем навсегда.
Мне повезло: моя мама — художник с очень хорошим вкусом (она же была и художником по костюмам в «Яблоках»), и для меня очень важно ее мнение. А еще все, что бы я ни делала, показываю подруге Вике Сорокиной (художник-постановщик «Яблок»). Ее вкусу доверяю, возможно, даже больше, чем своему, и часто сверяюсь.
Уже идут разговоры, чтобы выпустить «Яблоки» на онлайн-платформе, но во мне еще теплится надежда, что, возможно, что-то или кто-то поможет этой истории стать полным метром или сериалом. У героев впереди столько приключений, что самой хочется посмотреть, что же может быть дальше.
Другие истории
Подборка Buro 24/7