Самая интересная новинка кинопроката этой недели
Сегодня, 29 марта, в российский прокат выходит один из лучших фильмов года — триллер «Не в себе» Стивена Содерберга. Говоря о «Не в себе», как правило, упоминают, что это первый ужастик Содерберга и что он снят на айфон. И то и другое — правда, но главное тут, конечно, мастерство, с которым эта картина сделана, и темы, которые она поднимает.
Банковская служащая Сойер Валентини — жертва сталкинга, то есть, по сути, навязчивых и пугающих домогательств, смешанных со слежкой. Суд уже оградил ее от преследователя, но у девушки на душе все равно неспокойно, и психологическая травма периодически мешает ей жить, а особенно — общаться с другими людьми. Сойер даже переехала в другой город и нашла другую работу, лишь бы избавиться от чувства опасности. Все эти меры не помогают, и она обращается к психотерапевту. После сеанса девушка подписывает какие-то бумаги, которые ей подают как простую формальность, и неожиданно для себя оказывается закрытой в психиатической лечебнице, став жертвой схемы по вытягиванию денег из страховых компаний, оплачивающих лечение своих подопечных. Кроме того, в учреждении, судя по всему, не очень-то стремятся помочь тем, кто туда попал, кроме как выдать горсть таблеток. В общем, «осмотрев больницу, Андрей Ефимыч пришел к заключению, что это учреждение безнравственное и в высшей степени вредное для здоровья жителей», как писал Чехов в «Палате №6».
Содерберг начинал как независимый режиссер с малобюджетными фильмами и, даже обретя славу, спокойно возвращается к прежним привычкам. То, что «Не в себе» снят на айфон (к слову, на 7 Plus), видно по качеству изображения от начала до конца. Это ни хорошо, ни плохо, зато убедительно доказывает, что любой может снять кино достойного уровня на свой смартфон, лишь бы были добротный сценарий (заслуга Джонатана Бернштайна и Джеймса Грира) и цельное режиссерское видение. По мере развития сюжета и погружения в фильм становится уже совершенно не важно, на что он снят: гораздо интереснее то, о чем он заставляет думать и какие ощущения вызывает. Содерберг помнит, что зрителя сначала нужно потомить и заставить сомневаться в происходящем, чтобы он не спешил делать выводы. Непредсказуемость, продуманность, динамика и ничего лишнего. Тут даже почти нет саундтрека и редкие визуальные эффекты появляются, только когда без них совсем уж не обойтись, отчего производят более сильное впечатление. Это и правда мастерски снятое кино.
Петь дифирамбы одному Содербергу было бы неверно, потому что не менее важен относительно всего остального центральный персонаж фильма — Сойер Валентини, роль которой исполнила Клэр Фой, прославившейся после сериала «Корона». С самого начала по манере Сойер общаться с другими заметно, что она как будто бы постоянно взвинчена. Как пел Виктор Цой в песне «Мама, мы все сошли с ума», «разрежь мою грудь, посмотри мне внутрь, ты увидишь, там все горит огнем». Сталкинг — воплощение самых сильных страхов, которые могут появится у девушки, когда кто-то слишком настойчиво просит телефон и отпускает сальные комплименты, ведь невозможно предсказать, какие другой человек установил для себя границы в общении и на чем он остановится. Такое преследование оставляет психологическую травму, и в «Не в себе» она так тщательно и тонко разыграна, что вызывает внутренний дискомфорт и у зрителя. Попутно в фильме задета и проблема того, что женщинам, рассказывающим о домогательствах, часто не верят, считая это плодом воображения. Сойер борется за то, чтобы быть услышанной, но ее не хотят слушать.
Пожалуй, новый фильм Содерберга идеально соответствует духу времени. Во-первых, смартфоны уже стали неотъемлемой частью нашей жизни, на них снимают обложки журналов и популярные влоги, так что эксперимент с большим кино просто должен был случиться. Во-вторых, домогательства — одна из самых обсуждаемых тем в обществе, и «Не в себе» — это именно портрет сталкинга. Мы мало узнаем о главной героине, но последствия психологической травмы и сами сталкинг и сталкер тут показаны очень детально. Можно даже предположить, что личный опыт зрителя неизбежно будет влиять на восприятие фильма и уровень сопереживания героине. Удачно, что эта актуальность тут сосуществует с желанием Содерберга пробовать новое и добиваться максимально возможного эффекта минимумом средств, и в результате мы получаем одну из лучших картин 2018-го.
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7