You are (on) an island. Что нужно знать о фильме «Треугольник печали» Рубена Эстлунда
По сюжету герои «Треугольника печали» оказываются на необитаемом острове, и, услышав название фильма, можно принять его за отсылку к знаменитому Бермудскому треугольнику. Но на самом деле Эстлунд говорит совсем о другом. Треугольник печали — это подвижная область между бровями, которой мы активно пользуемся, когда нужно выразить скорбь, грусть, раздражение и прочие эмоции (в основном негативные). Именно эту зону на лице косметологи рекомендуют расслаблять или фиксировать при помощи разнообразных инъекций, в том числе ботокса, препятствуя образованию морщинок, что несколько снижает яркость мимики. У Эстлунда это становится метафорой того, как люди скрывают свои настоящие мысли и чувства, предпочитая внешнее внутреннему.
Вероятно, больше всего вам запомнятся персонажи-типажи. Среди них — сильно пьющий и оттого постоянно отсутствующий капитан яхты (Вуди Харрельсон), бойкая шеф-стюардесса (Вики Берлин), мужчина-модель (Харрис Дикинсон) и его девушка-инфлюенсер (Шарлби Дин Крик), швед-айтишник, специализирующийся на мобильных приложениях (Хенрик Дорсин), полубизнесмен-полуолигарх российского происхождения (Златко Бурич) с супругой в бриллиантах (Сунньи Меллес), пожилая пара торговцев оружием (Оливер Форд Дэвис и Аманда Уокер), уборщица-филиппинка (Долли Де Леон).
В интервью Vanity Fair Эстлунд заявил, что стремился сделать своих героев живыми и настоящими: «Одна из моих идей заключалась в том, чтобы изобразить их достаточно милыми. Я не хотел показать их невежественными или подлыми, потому как мне кажется, что, вероятно, мы все подобным образом воспринимаем классовые различия. Когда мы описываем людей более низкого социального статуса, то говорим о них как об искренних и щедрых, а богатые люди в наших глазах обычно эгоистичны и поверхностны. Я не хотел идти по такому же пути, потому что не верю в его правдивость». В итоге режиссеру удалось создать собирательный портрет современного человечества — во всяком случае, каким он видится многим жителям западных стран. Получилось так убедительно, что вслед за радостью узнавания наступает как минимум смущение, заставляющее неуютно поерзать в кресле. В том числе и от подсвеченных стереотипов, которые, увы, не чужды многим из нас.
Рубен Эстлунд признался, что отправной точкой для фильма стал его интерес к индустрии моды. Все началось восемь лет назад, когда он познакомился со своей женой, фэшн-фотографом Синой Гёртц (она снимает для Grazia, L’Officiel, Vogue Scandinavia, Harper’s Bazaar), которая приоткрыла для него закулисье модного бизнеса: «Моя жена рассказала мне несколько историй о мужчинах-моделях, выходцах из рабочего класса. Благодаря внешности они заняли более высокую позицию в нашем классовом обществе. Отправной точкой для меня стало желание взглянуть на красоту как на валюту, и мне хотелось сделать это в мире моды. Что же произойдет, если мы избавимся от иерархии и окажемся на необитаемом острове?» В «Треугольнике» моде как работе отводится вся вводная часть — будет и кастинг для «хмурого», то есть дорогого бренда (дешевые марки, наоборот, всегда про радость, для них и позировать нужно с улыбкой), и показ с неловкой рассадкой гостей, псевдоинтеллектуальным вступлением и слоганом «Все равны». Никакой романтики и блеска, только повседневность.
Придумывая образ капитана, который цитирует Карла Маркса (конечно, с телефона), Эстлунд обратился к воспоминаниям о молодости собственной матери. Она называла себя коммунисткой и поддерживала левое движение в 1960-е годы: «Дома у нас всегда были громкие политические дискуссии. Я познакомился с Марксом в раннем возрасте, и когда писал сценарий, то у меня в голове просто возник такой образ. Я подумал, что было бы весело, если бы капитан-марксист читал гостям, которых тошнит, выдержки из "Манифеста Коммунистической партии" через громкоговоритель. И я просто влюбился в этот образ». Когда режиссер предложил роль Вуди Харрельсону (со словами «Окей, я хочу показать капитана-марксиста. Ты алкоголик, ты напиваешься и устраиваешь такой вот розыгрыш»), тот немедленно согласился.
Музыка в фильме встраивается в повествование, подчеркивая ключевые, наиболее эмоциональные и важные сцены. В «Треугольнике печали» звучат, например, «Stayin’ Alive» от Bee Gees, «Born Free» певицы M.I.A. и «New Noise» шведских хардкорщиков Refused (обратите внимание, когда именно). Для финала Эстлунд выбрал «Marea (We’ve Lost Dancing)» британского диджея и продюсера Fred Again, вышедшую в феврале 2021-го в разгар пандемии коронавируса и посвященную жизненным мелочам, которые люди всегда воспринимали как должное, вроде дружеских объятий.
«Локация в конце фильма — отсылка к клубу Nikki Beach в Сен-Тропе. Место для богатых и гламурных с бутылками шампанского в руках. Мне нужна была музыка, которая сначала будет звучать очень привлекательно», — объяснил режиссер.
«ФОРС-МАЖОР» / TURIST (2014)
Драмеди про семейство, переживающее сход лавины во время отдыха в Альпах. И трагичность истории окажется связана не столько с противостоянием природной стихии, сколько с отношениями между людьми. В ролях — Йоханнес Кунке из сериала «Любовь и анархия», Лиза Ловен Конгсли, Кристофер Хивью (Тормунд Великанья Смерть в «Игре престолов»), Брэйди Корбет. «Форс-мажор» был удостоен приза жюри в Каннах.
«КВАДРАТ» / THE SQUARE (2017)
Иронично-критичный взгляд на современное искусство и его акторов (а на самом деле, снова на человечество в целом), принесший Рубену Эстлунду его первую «Золотую пальмовую ветвь». Среди действующих лиц — куратор большого музея в Копенгагене (Клас Банг), американская журналистка (Элизабет Мосс), популярный художник (Доминик Уэст) и эпатажный перформансист, напоминающий акциониста Олега Кулика (Терри Нотари).
Другие истории
Подборка Buro 24/7