Режиссеры российских сериалов рассказывают, какие сериалы они любят и смотрят сами
Пересмотрели в домашнем заточении все, и кончились идеи? Помощь к вам идет от режиссеров российских сериалов. Для BURO. каждый составил список своих многосерийных фаворитов — как уже ставших классикой, так и свежих релизов.
Режиссер и автор сценария сериала «Колл-центр», культового эротического фильма «Интимные места» (2013), награжденного на Кинотавре, и «Человека, который удивил всех» (2018) с Цыгановым в платье, представленного в программе «Горизонты» Венецианского кинофестиваля. Работает в паре с Алексеем Чуповым.
Меня поражает, с какой смелостью и талантом Лина Данэм приоткрывает для нас двери в свой уникальный мир. Не каждый способен запихнуть зрителя в свою голову. На моей памяти, помимо нее, это удалось только Валерии Гай Германике.
Для меня это чистое искусство. То, что вытворяет Стивен Содерберг, уникально. Он же является не только режиссером, но и оператором-постановщиком сериала. То есть сам держит камеру (или у него есть камера-мэн) и снимает восхитительные длиннющие однокадровые сцены с актерами. Магия! Ну и тема ученых-первооткрывателей, конечно. Меня всегда интересовали такие фигуры. Хотелось бы сделать кино про Менделеева или Вернадского.
Мы смотрели его совсем недавно за завтраками. Уникальность этого сериала для меня в том, что это драма, каждая серия которой идет 20 минут. Это переворот в сериалостроении, потому что 20 минут — это обычно хронометраж скетчкома или ситкома. Рассказать драматическую историю на дистанции в 20 минут довольно сложно. Все-таки для того, чтобы раскрывать характеры, нужно время. А создатели успешно развернули их на таком носовом платочке.
Мне очень нравится, что история тут рассказана в нескольких таймлайнах. «Колл-центр» активно использует этот драматургический ход. Это здорово, потому что герой, который залочен в данный момент, может круто разлочиться на флешбэке. Мы понимаем, что объем героя — это нечто третье, то, что образуется при сочетании нескольких экранных времен. По-режиссерски мне этот сериал тоже нравится. Он почти целиком сделан в рапиде — отдельные эпизоды сняты на длинном рапиде в сто кадров в секунду, и это передает вязкое странное состояние, в котором существует герой, и мы тоже начинаем вместе с ним в этом клею барахтаться.
Для меня это большое кино, снятое в четырех сериях, такой Лев Толстой от сериалов. Уровень понимания характеров, рассказа, мысли — как у большого художника. Сериал опирается на сборник рассказов Элизабет Страут «Оливия Киттеридж». И когда я узнала, что по этой книге будут снимать сериал, я никак не могла себе представить, как можно из этих маленьких историй сделать одну связную. А режиссер Лиза Холоденко взяла и создала большое кинополотно. Выбор Фрэнсис МакДорманд на главную роль, возможно, одно из лучших кастинговых решений в истории сериалов.
Режиссер и автор сценария сериала «Колл-центр», культового эротического фильма «Интимные места» (2013), награжденного на Кинотавре, и «Человека, который удивил всех» (2018) с Цыгановым в платье, представленного в программе «Горизонты» Венецианского кинофестиваля. Работает в паре с Наташей Меркуловой.
Для меня это сериал всех времен и народов, однозначно первое место. Помимо того что там просто великолепные сценарий и режиссура и удивительная команда актеров, это сериал про зло, которое живет рядом с нами, ежедневное бытовое зло. У многих из нас есть такие соседи, скажем, по дачным поселкам — из многих сфер, связанных с преступностью и коррупцией. Бывает, когда идешь мимо их длинных высоких заборов, и закрадывается мысль: интересно, а как живет это зло, как проходит его повседневная жизнь? А вот так, говорит тебе «Клан Сопрано».
Когда мы писали «Колл-центр», я пересматривал некоторые серии «Офиса», искал какие-то офисные приметы, которые можно было бы как-то использовать. Сам я очень давно не работал в офисе, последний раз это было еще в 2000-х, и я забыл, каково это. «Офис» помогал это все освежать. Это самый смешной ситком из всех, что я смотрел. Мне нравятся обе версии — и английская, и американская. В каждой есть своя прелесть. В английской немного слабее состав второго плана, но сам Рики Джервейс, конечно же, уникален, и повторить то, что он там проделывал, невозможно, просто потому что второго такого Рики Джервейса нет. Поэтому в американской версии Стиву Кареллу пришлось создавать новый, свой собственный образ. В американском сериале персонажи гораздо обаятельнее, чем в английском: это вообще специфика американского кино, актерская команда во главе с Кареллом мне кажется посильнее. Но и в английской, и в американской упаковке это совершенно уникальный комедийный продукт. Там используется тот вид юмора, который я люблю больше всего на свете, — это интонационный юмор. Именно он делает комедию универсальной. Мы можем не понимать некоторых шуток в силу их локализации. Но интонационный юмор (не смысловой и не ситуационный) — это как у Гайдая в «Операции Ы»: «Тук-тук. — Пробка, подарок из Африки». И когда люди им владеют, они могут рассмешить тебя с помощью взаимных реакций, рефлексий, пауз, выражения глаз и лица — это высший пилотаж. «Офис» — кладезь такого юмора.
Мое guilty pleasure. Хотя почему guilty? Pleasure, и точка. Этот сериал как будто делали лично для меня. Как будто собрались где-то люди и думали, как и чем меня порадовать. Потому что это просто идеальный продукт для школьника 1980-х годов. Там все очень хитро: вроде бы сериал про современную жизнь, но снят он явно с креном в 1980-е. Дети в школах поют песни, под которые мы танцевали на дискотеках. Я несколько лет своего детства провел в ФРГ, где мы в советском торгпредстве танцевали исключительно под иностранную музыку. Это потрясающе попадает в меня и, наверное, любого человека, который в детстве смотрел фильмы Джона Хьюза и все эти сумасшедшие, с эротическим налетом комедии. Я как будто вернулся в детство, в свое половое воспитание. И почувствовал себя осиротевшим, когда закончился второй сезон. Очень надеюсь, что будут снимать дальше и пролонгируют мой сеанс ностальгии.
Это сценарная энциклопедия. И когда мы что-нибудь пишем, для меня это какая-то планка, которую я все время держу в голове. Гиллиган — это моя воображаемая княгиня Марья Алексевна. Постоянно думаю: а что бы сказал Винс Гиллиган? Это планка, до которой практически невозможно дотянуться, как до солнца, но если бы не было бы этого солнца, в голове была бы ночь.
Для меня это как два тома «Войны и мира» — разные части одного и того же прекрасного романа. На наш «Колл-центр» «Молодой папа», пожалуй, не повлиял, но сейчас это тот продукт, который влияет вообще на все, как мне кажется. Сегодня Соррентино — один из главных людей, определяющих весь стиль мирового кино. Кто-то ему подражает, кто-то категорически отрицает. Наверное, целое поколение кинематографистов вырастет на этой дилогии, она сформирует их эстетические воззрения.
Режиссер и автор сценария мини-сериала «Пьяная фирма» (2014), бывший клипмейкер и создатель культового фильма 1990-х годов «8 с половиной долларов».
Новые сериалы, которые меня впечатлили:
Ты сам вместе с персонажами постоянно обуреваем сомнениями: пророк ли главный герой или часть чьего-то плана. Параллельно наблюдая реакцию окружающих, невольно представляешь те времена, когда пришел Иисус, как тогда люди восприняли его появление. Ничего более захватывающего я не видел за последние годы. Оторваться невозможно!
Крутейший сериал. Финал, конечно, немного предсказуем, сопереживать некому, одно сплошное зло, но смотреть интересно. Герои там прыгают то в Мексику, то в Италию, то на Ближний Восток.
Во втором сезоне, как и в первом, некому сопереживать: все убийцы, все ненавидят друг друга, и каждый говорит, обращаясь к союзнику: «Не плачь, дитя мое, мы их всех убьем». Ужас, конечно, но его смотреть интересно.
Смотреть интересно. Саша Барон Коэн там классный. Снято прикольно. Крутой сценарий. Финал, правда, размазанный. А вообще ничего.
Посмотрел два сериала под конец лета. Оба совсем разные. Прямо всем оба рекомендую.
Старые сериалы, которые я пересматриваю:
Хочется пересматривать его бесконечно. Второй сезон снимал не Линч — полное говно. Третий специально выбешивает людей — все равно, мол, посмотрите.
Свой постоянно пересматриваю и плачу.
В этом сериале по Горькому у Титова снимались все артисты того времени, которые были в топе, и молодые, и взрослые. Соловей, Колтаков, Джигарханян, Гундарева, Калягин, Леша Жарков, молодые Гузеева и Светлана Смирнова, Ирина Розанова. Аналогично с Титовым. В экранизации Достоевского сыграли Олег Борисов, Андрей Ташков, Оболенский, Гундарева, Евгений Герасимов.
Режиссер сериалов «Измены» (2015) и «Пепел» (2013), а также фильмов «Дом из песка и тумана» с Беном Кингсли (2003) и «Уроки Фарси», показанных на Берлинском кинофестивале в этом году.
Есть сериалы, как «Клан Сопрано» и «Настоящий детектив», которые развивают персонажей до такой степени, что ты их знаешь насквозь, это все называется «study of characters». А есть сериалы увлеченческие, где интересно наблюдать за тем, как развивается сюжет, но персонажи по ходу действия не меняются, а остаются, какими были, как «Во все тяжкие». Я считаю, что спин-офф даже перебил изначальную историю по качеству, потому что он сочетает оба этих подхода, и это великолепно.
В плане развития персонажей этот сериал самый совершенный.
Пожалуй, самый яркий по сюжету и самый интересный, смотрибельный сериал.
Этот сериал действительно повлиял на меня и, может быть, даже дал мне возможность думать в ином ключе о сериалах и телевидении. Это основа всего, что производят сейчас.
Отличные развлекательные комедийные сериалы, которые просто смешно смотреть.
Режиссер сериалов «Троцкий», «Обратная сторона Луны» и множества короткометражных и полнометражных фильмов.
Сериал про реальную жизнь людей, которые живут сегодняшним днем без амбиций второго плана. Назовем таких людей «настоящими».
Просто отличная история, отличные актеры, и, когда смотришь, забываешь обо всем.
Когда смотришь этот сериал, любишь всех, и время застывает на часах.
10 часовых серий — 10 заповедей. Интересно и обо всем.
Лучшие современные российские сериалы:
Можно бесконечно смотреть с любого места.
Очень созвучно, ведь мы все сейчас существуем под домашним арестом.
Сериалы, с которыми можно убить время с пользой:
Режиссер сериалов «Мертвое озеро» и «Магомаев», а также фильма «Духless».