Сегодня в прокат выходит фильм «Теснота» Кантемира Балагова — призер Каннского кинофестиваля и «Кинотавра-2017». По сюжету еврейскую семью из Нальчика потрясает трагедия: преступники похищают их сына и требуют за него выкуп. Произошедшее кардинально меняет жизнь как отдельно взятой семьи, так и всей общины. Buro 24/7 вспоминает еще пять не менее острых фильмов о Кавказе.
«Кавказский пленник» (1996)
Во время чеченских войн кавказский цикл Льва Толстого оказался как никогда актуальным. За его экранизацию взялся Сергей Бодров-старший, однако взял из первоисточника только некоторые детали. Двух солдат (Меньшиков и Бодров-младший) берет в плен воинственный житель аула, который хочет обменять их на своего сына, но в итоге, конечно, все идет не по плану. Несмотря на злободневность истории, Бодрову удалось сделать абсолютно вневременной фильм (в этом ему как раз помог Толстой), где чеченские события только фон. Даже сейчас смотреть фильм жутковато: война закончилась, а в Чечне все еще неспокойно. «Кавказского пленника», что редкость, одинаково хвалили и в России, и в Европе, и в США, где фильм заработал номинацию на «Оскар».
«Война» (2002)
Почти документальный фильм Алексея Балабанова, который во имя правдоподобия часами заставлял своих актеров сидеть в окопах и плавать в ледяной воде. Сценарий Балабанов написал в 1998-м, когда увидел по телевизору отрубленные головы англичан, работавших в Чечне. Русского Ивана и англичанина Джона сначала освобождают из чеченского плена. Первого — потому что призывник, а не контрактник, второго – потому что ему предстоит собирать огромный выкуп за свою невесту, которую еще держат в заложниках. Затем их возвращают в Чечню, где им предстоит освободить девушку. В «Войне» Балабанов снова показывает своего любимого героя — человека, который ищет справедливости и готов рискнуть жизнью ради нее.
«Поиск» (2014)
Режиссер «Артиста» Мишель Хазанавичус, раньше снимавший комедии, внезапно обратился к жанру военной драмы и сделал картину про правозащитницу (Беренис Бежо из того же «Артиста»), которая помогает мальчику-сироте после окончания чеченской войны. В фильме налицо все недостатки кино о России, снятого иностранцем, — диалоги на русском написаны коряво, акценты расставлены спорно, да и взгляд у Хазанавичуса неглубокий, поверхностный. Впрочем, все эти грехи перекрывает смелость режиссера и желание проговаривать неудобные вещи, о которых в России предпочитают молчать — война закончилась совсем недавно и все еще является «болевой точкой». Важный фильм о неравнодушных людях, жуткий и гуманистический одновременно.
«Александра» (2007)
Александр Сокуров тоже не прошел мимо войны на Кавказе — с его подачи у войны все же появилось женское лицо. Пожилая Александра Петровна (редкая роль в кино Галины Вишневской) приезжает в Чечню проведать внука и видит больше, чем ей хотелось бы. По Сокурову, главная героиня практически символизирует Родину-мать — конечно, не самая обаятельная позиция, но Вишневской все равно веришь. Сокуров показывает войну без войны — в кадре ни разу не стреляют, но зритель понимает, что смерть где-то совсем рядом. В России «Александру» приняли не все, ругая ее именно за «притчевость».
«Пленный» (2008)
«Пленный», по скандальному рассказу Владимира Маканина, в прокате прошел совсем незамеченным, что странно — это история про солдата, который влюбляется в своего чеченского пленника. Режиссер Алексей Учитель немного сместил акценты, спрятал гомоэротическую линию куда-то совсем далеко (что, наверное, хорошо) и сделал кино про непростой выбор в условиях войны, где Кавказ – только фон. «Пленный» даже немного напоминает «Смерть в Венеции» — это глубокое и качественное кино, едва ли не лучшее у Учителя.
03.08.17, 17:55