Недолго мьюзика играла: что нужно знать о фильме Сии «Мьюзик»
4 февраля в российский прокат выходит фильм «Мьюзик» — режиссерский дебют Сии о девушке-аутистке и ее сводной сестре. Фильм ждал релиза три года, но вышел в самый неподходящий момент и попал под горячую руку сторонников cancel culture. Рассказываем, за что картину невзлюбили даже поклонники Сии и почему мы с ними совсем не согласны.
Зу (Кейт Хадсон) чуть больше тридцати. Недавно она вышла из общества анонимных алкоголиков и твердо решила начать новую жизнь. «Я хочу быть хорошим человеком», — говорит Зу, и судьба сразу же подкидывает ей первое задание — взять под опеку свою сводную сестру Мьюзик (Мэдди Зиглер), которая после смерти бабушки осталась одна. Кроме того, что Мьюзик несовершеннолетняя, она еще и страдает тяжелой формой аутизма, поэтому нуждается в постоянном внимании. Зу вроде бы не против, вот только у нее даже о себе не получается позаботиться: она постоянно попадает в передряги, приторговывает наркотиками (конечно, чтобы заработать денег для сестры!) и иногда возвращается к алкоголю.
Сюжет о двух сестрах, которые учатся заново любить и принимать друг друга, возник у Сии еще в 2007 году, но тогда нашел выражение только в небольшом рассказе. В 2014 году певица познакомилась со своей будущей музой — 11-летней танцовщицей Мэдди Зиглер (вы могли видеть ее в клипах Сии «Chandelier», «Elastic Heart» и «Big Girls Cry») и вдохновилась на создание полнометражного фильма, который совмещал бы в себе и драматическую сюжетную линию, и музыкальные клипы.
Сия взялась за съемки в 2017 году, почти сразу после развода с режиссером Эриком Андерсом Лэнгом. В интервью Variety она признавалась, что чувствовала себя тогда на грани депрессии, поэтому «Мьюзик» стал для нее своего рода спасением и переосмыслением прошлой жизни. Это отразилось и на героях фильма, которых можно назвать разными альтер-эго певицы.
Главная из них, конечно, Зу — запутавшаяся в себе молодая женщина, которая, с одной стороны, хочет о ком-то заботиться, а с другой — не знает, откуда ей брать энергию для этой заботы, потому что сама она ее лишена. Такой была и Сия в начале нулевых, когда переживала смерть бойфренда, лечилась от алкогольной и наркотической зависимости и регулярно попадала в больницу с нервными срывами. Другое альтер-эго — сосед сестер, эмигрант Эбо (Лесли Одом — младший), чьи переживания понятны Сие как человеку, переехавшему сначала из Австралии в Лондон, а потом в США. Образ Мьюзик — ранимого внутреннего ребенка в причудливых нарядах, с огромными наушниками и особым чувством прекрасного — тоже отражение певицы, чей стиль долго вызывал вопросы и у зрителей, и у коллег по сцене. И чем дальше мы смотрим фильм, тем больше понимаем, что клипы на самом деле нужны там не для того, чтобы залезть в голову к подростку с аутизмом, а для того, чтобы показать, как по-разному все люди воспринимают мир, — и правильного варианта просто не существует.
Причем восприятие это может меняться день ото дня (ну, или от песни к песне) -— примерно как и происходит у Сии. Если проследить ее творческий путь за последние 20 лет, не заметить трансформации будет сложно. От тривиальных инди-синглов про безответную любовь к эйсид-джазу и электронной музыке, от культового поп-альбома к шутливым рождественским песням, от детской «Riding On My Bike» до дерзкой «Hey Boy». То, что раньше могло быть единичной строчкой в песне про расставание, превратилось в главный стейтмент певицы: «Если ты слушаешь, тебя самого услышат», «Люди такие хрупкие», «Я хочу сделать мир лучше и хочу, чтобы моя жизнь что-то значила».
Вместе с текстами песен изменился и образ Сии. Подобно своим героям, стремящимся к честности и принятию себя, она перестала прятаться за париками и странными головными уборами и открыто заговорила о личной жизни. В октябрьском интервью InStyle, например, впервые рассказала о своем бесплодии и поделилась впечатлениями от роли приемной матери.
При этом она не отказалась от многих своих фирменных элементов, вроде жестового языка в клипах или объемных нарядов, поэтому «Мьюзик» помимо своей искренности подкупает еще и тем, что органично продолжает идею всего творчества Сии и отражает ее мировоззрение. Подобно Ренате Литвиновой, которая остается Ренатой даже в кроссовках и толстовках Balenciaga, Сия тоже остается собой, даже если поет про радугу и свет, а не про разбитое сердце. По «Мьюзик» сразу видно, кто его режиссер: да, там иногда хромают диалоги и часто логика, зато он наполнен символами и образами, которые ассоциируются только с Сией и дают нам возможность провести полтора часа в ее мире.
Жизнеутверждающий месседж певицы остался, однако, непонятым. Фильм получил несколько положительных отзывов от критиков из Австралии (они увидели его еще в январе), остальные же рецензенты выступили либо с резким негативом, либо просто проигнорировали картину. Сию обвинили в том, что роль Мьюзик исполняет не аутичная актриса, что Зиглер чудовищно переигрывает, тем самым унижая аутистов, и что вообще разновидностей аутизма великое множество, а Сия выбрала самый запущенный случай и превратила его в карикатуру. Активисты, опираясь на немногочисленные статьи и информацию из трейлера, создали петицию на Change.org с призывом отменить выход фильма — сейчас там уже больше 17 000 подписей. Интервью Variety собрало на ютьюбе больше дислайков, чем лайков, а кто-то из комментаторов даже предложил уволить журналистку за излишнее восхищение работой певицы. Тот факт, что помимо основной сюжетной линии в фильме есть еще клипы на десять новых песен, остался практически незамеченным. Игра Кейт Хадсон, до сих пор известной нам в основном по ромкомам 2010-х, а здесь выступившей в совершенно новом амплуа, тоже прошла без внимания (разве что два года назад все удивлялись ее бритой голове).
Складывается впечатление, что, не затронь Сия тему аутизма, спрос с нее был бы меньше: простили бы и погрешности в режиссуре (дебютная работа!), и психоделические клипы (авторский стиль!). Но певица не только взяла на себя смелость заговорить на непростую тему, но и сделала это так, как сама посчитала верным. Да еще и попыталась отстоять себя в твиттере, написав, что, во-первых, изначально пробовала на главную роль аутичную актрису (что оказалось большим стрессом для исполнительницы), а, во-вторых, что хотела снять художественную картину о непростой истории двух сестер, а не документальный фильм о разновидностях аутизма (твиты удалены). К слову, к аргументу о «художественном вымысле» взывали все защитники «Бриджертонов» и были услышаны.
В американский прокат «Мьюзик» выйдет позже, чем в России, — 12 февраля. Пока его рейтинг на IMDb 4,1 — чуть выше, чем у «Эмоджи-фильма» про разговаривающие смайлики. «Оглядываясь назад, я понимаю, что мне тогда нужно было просто заткнуться», — сказала Сия в недавнем интервью, тем самым вслед за многими селебрити согласившись с правилами новой этики. Этики, приучающей нас к тому, что хороший посыл и авторский взгляд уже совсем не главное; главное — вовремя извиниться.
Другие истории
Подборка Buro 24/7