Дневники Венецианского фестиваля — 2021: новый фильм Педро Альмодовара, Бенедикт Камбербэтч — ковбой, Оскар Айзек — картежник
1 сентября в Венеции начался 78-й Венецианский кинофестиваль. Катя Загвоздкина рассказывает для BURO. о главных премьерах Мостры и о том, как проходит фестиваль во время пандемии.
Кинофестивали возвращаются к жизни. В июне в традиционном формате прошел Каннский кинофестиваль, а 1 сентября начался Венецианский — единственный из крупных смотров, который из-за коронавируса не сбился с ритма и проходил и в прошлом году.
ВНИМАНИЕ: ВНУТРИ СПОЙЛЕРЫ
Не все ограничения сняли до сих пор. Первая сложность — в том, как добраться до Венеции. Для россиян Италия находится в красной зоне, посещение фестиваля не гарантирует въезда в страну, а даже в случае успеха по прибытии их ждет карантин. На самом фестивале тоже все непросто: надевать маску нужно во всех помещениях; те, у кого нет признанных ЕС прививок, должны раз в два дня сдавать тесты на коронавирус. Но главная проблема: чтобы соблюдать социальную дистанцию, залы заполняют ровно наполовину — соответственно, число мест сократилось вдвое. Чтобы предотвратить появление очередей у кинотеатров, регистрацию на сеансы перенесли в онлайн — туда же переместились очереди. Билеты на сеансы разбирают не то что за считаные минуты — за секунды. Попасть на самые популярные фильмы (а в этом году в Венеции показывают «Дюну» Дени Вильнева и «Прошлой ночью в Сохо» Эдгара Райта) практически невозможно, а все свободное время кинокритики напряженно смотрят в телефоны, ожидая, когда появятся билеты на новый сеанс.
Несмотря на это, жизнь налаживается: после показов на площади перед кинотеатром зрители выстраиваются в очереди за эспрессо и круассанами, зеваки собираются у фестивального дворца, чтобы посмотреть на приехавших на премьеры звезд, всюду распивают Aperol Spritz и болтают о кино.
Начался фестиваль как раз с большой зрительской премьеры, фильма открытия «Параллельные матери» завсегдатая Венецианского кинофестиваля, обладателя почетного «Золотого льва» Педро Альмодовара. Когда-то он перепридумал жанр мелодрамы и превратил ее в фестивальное кино, и его новая картина — настоящая мыльная опера. Две женщины, Дженис и Ана (постоянная актриса Альмодовара Пенелопа Крус и дебютантка Милена Смит), в один день рожают детей. Но и после выписки из роддома они продолжают видеться и помогать друг другу: Ана не может разобраться в отношениях с матерью, популярной актрисой (Айтана Санчес-Хихон), Дженис хочет добиться того, чтобы останки убитых франкистами предков перезахоронили. Как могут догадаться любители мелодрам, потом окажется, что детей Дженис и Аны перепутали в роддоме.
Этому кино можно предъявить множество претензий: что Альмодовар совсем потерял чувство меры (если оно у него когда-то было), что это не кино вовсе, а аргентинский сериал, что автор повторяется. Приставной ногой выглядит и линия с останками предков. Альмодовар запараллеливает безродных детей и безродную Испанию, чьи отцы и деды, погибшие в гражданскую войну, лежат в безымянных братских могилах, но в фильме эти линии смотрятся разнородно. И вместе с тем это возвращение Альмодовара — снова вопросы материнства, снова на экране Крус (для нее это, по собственному признанию, одна из самых сложных ролей в карьере) и Росси де Пальма из «Женщин на грани нервного срыва», снова боль, слезы и любовь. Это поездка по американским горкам эмоций стоит своего билета. В российский прокат «Параллельные матери» выйдут 11 ноября.
Еще один конкурсный фильм, который все ждали, — «Власть пса» новозеландки Джейн Кэмпион, ее первая картина с 2009 года. Неожиданно для всех Кэмпион, которая до этого снимала в основном кино о женщинах, экранизировала роман-вестерн Томаса Сэвиджа с ранчо, перегонами скота и Бенедиктом Камбербэтчем в кожаных штанах. Фил Бербэнк (собственно Камбербэтч) — деспотичный владелец фермы в Монтане, который держит в страхе всех ее обитателей, в том числе собственного брата Джорджа (Джесси Племонс). Когда тот привозит на ферму свою жену (Кирстен Данст) и ее сына-подростка, он начинает терроризировать и их.
«Власть пса» — кино, что называется, атмосферное, с видами горной Монтаны, от которых захватывает дыхание, и музыкой Джонни Гринвуда из Radiohead. Но это не совсем привычный вестерн — Кэмпион сначала увлекает зрителей мифом о маскулинности, сильных и храбрых мужчинах в джинсах и на лошади, но тут же развенчивает его. Быстро становится понятно, что Фил, как сейчас бы сказали, не пример для подражания, а тиран. И несмотря на то что Кэмпион грешит буквализмом и несколько раз объясняет сюжетные повороты, когда зритель уже давно все понял, финал — хотя и ожидаемый — поражает и заставляет еще долго думать о фильме. «Власть пса» выйдет на Netflix 1 декабря.
Еще один громкий проект из конкурсной программы — «Холодный расчет» Пола Шредера. Он известен как постоянный соратник Мартина Скорсезе (выступил одним из продюсеров фильма) и сценарист «Таксиста», «Холодный расчет» он снял по своему сценарию. Уилл (Оскар Айзек) — картежник, который умеет считать карты (оригинальное название фильма — «Card Counter») и таким образом определять вероятность победы. Он ездит по стране и принимает участие в мелких карточных турнирах, но по ночам в одинаковых мотелях его терзают флешбэки из военного прошлого: он работал на секретной базе США, где пытал предполагаемых террористов. Прошлое, о котором он хотел забыть, настигает его в лице подростка Кирка (Тай Шеридан), жизнь которого тоже оказалась разрушена из-за военных преступлений и который хочет за это отомстить.
Азартные игры, травматичные воспоминания, одинокие поездки по ночным городам, эти темы — родная стихия Шредера. Фильм задает темп (музыку к «Холодному расчету» написали Роберт Левон Бин и Джанкарло Вулкано) бесцельных скитаний по стране, засасывает, как картежная игра. Оскар Айзек просто магнетический — от него не оторваться, но выбор Тиффани Хэддиш на роль femme fatale – очевидный мискаст. У «Холодного расчета», несомненно, будут свои поклонники, но Шредер иногда увлекается приемом, и некоторые сцены (например, финальная) превращаются в пародии на самих себя. «Холодный расчет» выйдет в российский прокат уже 23 сентября.
Еще один фильм — на этот раз из внеконкурсной программы «Горизонты» — «Обещания» («Les Promesses») Томаса Круитхофа. Клеманс (Изабель Юппер) — мэр маленького города в парижской субурбии. Ее срок на посту должен закончиться согласованием плана реновации — ремонта нескольких жилых домов, в которых в ужасных условиях живут рабочие и мигранты. Но в последний момент план отказываются согласовать, и Клеманс вместе с ее помощником (Реда Катеб) решают наперекор более высоким чиновникам сделать все возможное, чтобы ремонт состоялся. «Обещание» — кино про маленьких людей, социальную справедливость и ЖКХ, которое, кажется, снимают только во Франции. Сделано, впрочем, оно мастерски, и на последних кадрах, когда под духоподъемную музыку камера взмывает над многоэтажками, можно и прослезиться.
Другие истории
Подборка Buro 24/7