10 лучших и еще 10 отличных фильмов 2020 года: выбор BURO. и план на каникулы
Этот список – субъективный выбор редакции BURO., который вы можете сравнить со своим собственным. Или использовать его как руководство к действию: предстоящие длинные праздники – самое время посмотреть то, что вы могли упустить за год.
Четверо закадычных друзей (одного из них играет Мадс Миккельсен), работающих учителями в школе, по-разному переживают кризис среднего возраста. После очередного печального дня рождения они решают проверить теорию, гласящую, что человеку не хватает для счастья половины промилле — нужно все время немного выпивать. Фильм Винтерберга, в свое время вместе с Ларсом фон Триером написавшего манифест «Догма 95», — это отчасти экзистенциальная драма. Но не только — это и комедия, и обычная драма, и сентиментальное размышление о жизни. И когда после нескольких перемен жанра и тональностей наступает финал, зрители, как и герои, приходят от невыносимой легкости бытия к его принятию.
Ретро-фантастика про парня и девушку из маленького городка в Нью-Мексико конца 1950-х, услышавших ночью странные шумы по радио. В кадре много болтают и бегают, но такого атмосферного лампового кино давно не выходило. Для всех, кто смотрит в ночное небо с вопросом и знает, что истина где-то рядом, — обязательный фильм.
Одно из главных феминистских высказываний 2020 года. Две старшеклассницы (в главной роли — дебютантка Сидни Фланиган, ее подругу играет начинающая актриса Талия Райдер) из американской глубинки едут в Нью-Йорк: одна из них хочет избавиться от нежелательной беременности, а в родной Пенсильвании аборты под запретом, вторая ее сопровождает. Режиссер Элиза Хиттман снимает кино на такую сложную тему без лишней сентиментальности или надрыва. «Никогда, редко, иногда, всегда» — фильм удивительно прозрачный, простой и в этом находящий свою поэтику. Это кино про дружбу, солидарность и то, как трудно быть девушкой даже в ХХI веке. Картина получила Гран-при жюри на последнем Берлинском кинофестивале.
Финчер говорил, что собирался снять этот фильм по сценарию своего отца Джека почти 30 лет. И то, что у него большие амбиции, настоявшиеся со временем, хорошо заметно — это монументальное полотно, в том числе в плане хронометража (идет больше двух часов). В центре — история создания «Гражданина Кейна», которую Финчер рассказывает с точки зрения сценариста Германа Манкевича (Гари Олдман), впоследствии рассорившегося с режиссером Орсоном Уэллсом из-за прав на шедевр. Интересно не только следить за тем, как Манкевич пишет «Кейна», но и узнать, в каких условиях он это делает. Финчер устраивает невероятное путешествие в Голливуд золотой эпохи, дает возможность заглянуть в студийные павильоны, кабинеты сценаристов и особняки медийных магнатов, с одного из которых было списано поместье Занаду. «Манк» — фильм во многом избыточный, но настолько проникнутый любовью к кино, что не проникнуться к нему нежностью в ответ невозможно.
Гай Ричи возвращается к корням. Место действия — криминальный Лондон, главные герои — бандиты, наркоторговцы, продажные журналисты и опустившиеся аристократы. Главная интрига — передел британского подпольного рынка марихуаны. После нескольких проходных фильмов «Джентльмены» — то остроумное, быстрое, неполиткорректное кино, за которое мы любим Ричи. Плюс возможность увидеть Хью Гранта в одной из лучших ролей за последние годы, а Колина Фаррелла — во всей его карьере.
Эстетский хоррор Роберта Эггерса, снявшего в 2015 году другой концептуальный ужастик — «Ведьму». Двое смотрителей маяка, один постарше (Уиллем Дефо), другой помладше (Роберт Паттинсон), оказываются отрезанными от всего мира штормом и постепенно то ли раскрывают страшные тайны острова, то ли сходят с ума. С задачей хоррора — собственно пугать — фильм справляется не вполне, но смотрится на одном дыхании как психоделический клип (или трип). Кино на два цвета, черный и белый, и двух актеров, а не оторваться.
Главный ромком года, «День сурка» 2.0. Парень и девушка (Энди Сэмберг и Кристин Милиоти) обречены вечно проводить один и тот же день на свадьбе в Палм-Спрингс, которую у каждого из них есть свои причины ненавидеть.
Фильм корейца Хона Сан Су, получивший «Серебряного Медведя» за лучшую режиссерскую работу на последнем Берлинале, — хороший повод познакомиться с творчеством классика для тех, кто еще нет. Главная героиня (Ким Мин Хи), впервые после свадьбы расставшись с мужем, объезжает трех старых подруг и с каждой ведет довольно необязательные разговоры о жизни. Периодически в кадре появляются мужчины и коты.
Новый фильм автора «Марта, Марси Мэй, Марлен» — выдержанная драма в декорациях, как из романов Ивлина Во с шиншилловыми шубами, лошадьми и поместьями. Джуд Лоу играет яппи с большими амбициями, которые, как известно, ни до чего хорошего не доводят, и тут снова похвалим актера — одна из лучших его ролей за последние годы.
Неторопливый псевдовестерн Келли Райхардт («Несколько женщин») про повара и проходимца, встретившихся на Диком Западе. Корова из названия — не какая-нибудь метафора, а настоящее животное, которое дает молоко. Вокруг него и сделанных на его основе пончиков происходит весь, так сказать, замес.
Новый фильм Гаспара Ноэ — ироничное мета-мета-кино. На съемочной площадке все готово к тому, чтобы жечь ведьм (Шарлотта Генсбур), но режиссер (Беатрис Даль) поссорилась с оператором, модели капризничают, а свет пропал. Пожалуй, самый вегетарианский, самый короткий (меньше часа) и самый веселый фильм у Ноэ.
Ревизионистская перелицовка легенды о знаменитом австралийском разбойнике (по другим оценкам – национальном герое) Неде Келли (Джордж Маккэй из «1917»). Неон, стробоскоп, переодевания в женские платья — постановка вышла такая же дерзкая, какими были устроенные Келли ограбления.
История любви водолаза (Франц Роговский) и русалки (Паула Бер) в современном Берлине, растрогавшая и критиков (Приз ФИПРЕССИ), и зрителей (во время сеансов в Берлине были отчетливо слышны всхлипы). Игру Бер отметили «Серебряным медведем» за лучшую женскую роль.
Самый красивый мультфильм года — новая работа ирландской анимационной студии Cartoon Saloon («Тайна Келлс», «Песнь моря»), на этот раз про дочь охотника, подружившуюся с девочкой-волком.
Документальный фильм про ежегодный слет школьников в Техасе, на котором они борются за власть, формируют правительство и даже избирают президента. Ни одному из героев нет и 18 лет, практически невозможно найти лицо без прыщей, но поступки школьников мало отличаются от тех, что совершают взрослые. Лучший фильм про американскую политику в этом году.
Новый фильм документалиста Андрея Грязева (снял «Завтра» про арт-группу «Война» в 2012-м) состоит из десятков роликов, выложенных на ютьюбе. В прологе, собранном из выпусков региональных новостей, рассказывается о котлованах — строящихся, уже вырытых, заброшенных и затопленных. Основная часть работы состоит из обращений к властям, выложенных самими людьми в интернет, которые рассказывают о проблемах: нищенских зарплатах и пенсиях, отсутствующих зубах и протекающих трубах, плохих дорогах и недостроенных домах, произволе чиновников. Это коллективный глас о помощи тех, кого никто не услышал и кто обратился к последней инстанции — к интернету. В фильме Грязева — лучшей характеристике России сегодня — их всех наконец слышно.
Дебют Филиппа Юрьева про чукотского парня (тоже дебютант Владимир Онохов), влюбившегося в вебкамщицу из Детройта. Бытовая драма, развивающаяся по законам сказки. «Kitoboy» показали в программе «Авторские дни» на фестивале в Венеции, в которой он стал лучшим. А также наградили двумя призами на «Кинотавре» — за режиссуру и лучшую мужскую роль.
Дебютный фильм Даниэллы Рыбакьян, снятый на базе СПбГУКиТ с начинающими артистами. История любви грузчика, который по вечерам читает рэп, и пушерки в залитом неоном Петербурге. Фильм, после которого верится, что у российского кино есть будущее.
В этом году вышло сразу два фильма про музыкантов с Ризом Ахмедом в главной роли. В «Звуке металла» он сыграл лидера панк-метал-группы, в «Откуда ты родом?» — рэпера Зеда (хип-хоп читает сам Ахмед). Когда у Зеда обнаруживают наследственное заболевание, он начинает задумываться о своей идентичности. И у Ахмеда, и у режиссера Бассама Тарика пакистанские корни, но вопрос, откуда ты родом, актуален для представителей любой нации. Фильм показали на Берлинском фестивале в секции «Панорама», где ему вручили приз ФИПРЕССИ.
Тихий фильм про харассмент, один из лучших на тему #metoo. Ассистентка главы кинокомпании (Джулия Гарнер) занимается рутинными делами: отвечает на звонки, составляет расписание босса, наводит порядок в его кабинете. Только вот под диваном на полу валяется сережка, пришедшие на пробы актрисы плачут в приемной, а заселить в отель нужно приехавшую к боссу молодую девушку. В кадре не происходит ничего особо драматического, не видно и самого начальника, но терпеть удушливую атмосферу компании, в которой все обо всем знают и молчат, в какой-то момент становится невозможно.
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7