«Персона», «Земляничная поляна» и «Сцены из супружеской жизни»: 5 фильмов, чтобы понять Бергмана

На счету Ингмара Бергмана более 60 фильмов, признанных золотым наследием мирового кинематографа. В день памяти величайшего шведского режиссера авторского кино редакция BURO. выбрала пять картин, чтобы лучше его понимать.

«СЕДЬМАЯ ПЕЧАТЬ»

(1957)                                     /////


В основу черно-белого фильма легла одноактная пьеса Бергмана «Роспись по дереву». В центре сюжета — рыцарь Антониус Блок (Макс фон Сюдов) и его оруженосец Йонс (Гуннар Бьёрнстранд), которые возвращаются на родину из крестового похода спустя десять лет отсутствия в родных краях. На пустынном берегу реки рыцарю является Смерть (Бенгт Экерот) в облике мужчины в черном. Рыцарь, терзаемый сомнениями в существовании Бога и Дьявола, предлагает Смерти сыграть с ним игру — партию в шахматы. В случае выигрыша Смерть должна забрать рыцаря, а в случае поражения — оставить. Лента пронизана религиозным символизмом и повествует о природе бытия и месте человека в мире, о поисках смысла жизни и Бога.

//////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////

//////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////

«ПЕРСОНА»

(1966)                                     /////


Сам режиссер называл фильм одним из наиболее важных в творчестве. Наш взгляд прикован к Элизабет Фоглер (Лив Ульман), известной актрисе. Однажды в середине выступления происходит странное — Элизабет замолкает. Сперва непонятно — то ли она стала немой, то ли обиделась на весь мир и не хочет ни с кем говорить. Артистка обращается к доктору (Маргарета Крок), и та выносит вердикт — психически Элизабет здорова, но находится в каком-то странном состоянии, наподобие оцепенения. Врач советует Элизабет отдохнуть на природе вместе с сестрой (Биби Андерссон). Интересно, что изначально Бергман хотел назвать фильм иначе — «Кинематограф», так как картина начинается с демонстрации того, как загорается лампа кинопроектора, мелькают кадры, рвется пленка и лампа гаснет. Но этому воспрепятствовал продюсер.

//////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////

//////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////

«СЦЕНЫ ИЗ СУПРУЖЕСКОЙ ЖИЗНИ»

(1973)                                     /////


Ингмар Бергман — тонкий и признанный знаток человеческих взаимоотношений. Фильм 1973 года делится на шесть сцен, каждая из которых представляет собой фрагмент 20-летней совместной жизни Марианны (Лив Ульман) и Йохана (Эрланд Юзефсон). Зритель наблюдает, как аборт, неверность и лицемерие постепенно приводят семью к разводу. Но в самый пик напряжения пара начинает проявлять друг к другу понимание, сострадание, искренность — никогда не поздно что-то исправить. Продакшен одной из центральных работ Бергмана занял всего четыре месяца. Шведский режиссер был настолько увлечен персонажами, что на закате творчества снял продолжение — фильм «Сарабанда», где рассказал о зрелых годах жизни главных героев.

//////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////

//////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////

«ЗЕМЛЯНИЧНАЯ ПОЛЯНА»

(1951)                                  /////


78-летний профессор медицины Исак Борг (Виктор Шёстрём) и его невестка Марианна (Ингрид Тулин) отправляются на автомобиле за присужденной профессору премией в Лунде. Накануне поездки уже были куплены билеты на самолет, но что-то заставляет мужчину внезапно изменить план путешествия. В дороге к ним присоединяются несколько молодых попутчиков. Встречи и происшествия перемежаются видениями и снами, в которых возникают картины прошлого, где герой встречается с семьей — молодыми братьями, кузинами, родителями, покойной женой. Название фильма отсылает к шведскому термину Smultronstället, что является идиомой для обозначения любимого места, связанного с положительными эмоциями и воспоминаниями. В то же время «земляничной поляной» по тонкой иронии шведы окрестили местные психиатрические клиники. Парадоксально, но сценарий к одному из самых светлых своих фильмов режиссер писал в больнице, размышляя о скорой смерти, — врачи подозревали рак.

//////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////

//////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////

«ФАННИ И АЛЕКСАНДР»

(1982)                                  /////


Действие картины разворачивается с 1907 по 1910 год. Она повествует о судьбе детей, Александра Экдаля (Бертиль Гуве) и его сестры Фанни (Пернилла Алльвин), беспечная жизнь которых заканчивается после смерти отца. Пока сестра пытается сохранить чистую душу и не предаваться тоске и унынию, Александр замыкается, становясь только мрачнее и жестче. Фильм получил четыре статуэтки «Оскар» и премию «Золотой глобус». У ленты, кстати, есть две версии — полная телевизионная и краткая для кино. Сам Бергман отмечал: «Телевизионный вариант — главный. Именно за этот фильм я сегодня готов отвечать головой. Кинопрокат был необходим, но не имел первостепенного значения».

//////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////

//////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////