Huzzah!: эпизодическая и реальная история в сериале «Великая»
Две недели как планете доступен новый и, что немаловажно, комедийный сериал «Великая» с Эль Фаннинг и Николасом Холтом, который якобы рассказывает историю Екатерины II. На деле это жесточайшая сатира над конфликтом консерваторов и прогрессистов, в которой попутно собраны все возможные штампы о России, включая медведей и водку. Последнюю русские люди разных комплекций, социальных статусов и рас в фильме пьют с возгласом «Huzzah!» — что-то среднее между «ура» и словом из трех букв.
Над проектом работал сценарист Тони Макнамара, до этого получивший номинацию на премию «Оскар» за фильм «Фаворитка», также созданный на основе судьбы правительницы Англии, Шотландии и Ирландии Анны Стюарт. Какие розни «Великая» породил в России, мы уже писали здесь. Теперь рассказываем, почему «Великая» лишь эпизодически реальная история, которой не стоит верить, но над которой можно посмеяться.
Герой Николаса Холта и один из основных персонажей «Великой» — Петр III, российский император, удерживавший это звание примерно полгода. К нему приезжает юная София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская. В сериале — в жажде экспириенса, в реальности — по исторической договоренности. У Макнамары Петр III представлен сыном Петра Великого, хотя всем понятно, что если Великий был первым, а этот — третий, должен быть кто-то второй. Мало кто из кинематографистов помнит про малолетнего Петра II, вступившего на престол в 11 лет и скончавшегося через три года от оспы. Ну кроме Светланы Дружининой, богато экранизировавшей дворцовые перевороты.
Многие зрители забыли, что Екатерина II, повлиявшая на всю российскую историю, в Россию приехала в 15 лет, чтобы стать женой монарха одной из ключевых мировых империй. Русский язык она почти не знала, но честно старалась его изучить (хотя французского, например, немецкого и английского в высшем свете было достаточно). Ее транслитерация в русскую и — для нее одновременно взрослую — жизнь показана в сериале довольно реалистично.
Поборников чистоты российской истории оскорбило появление в «Великой» актеров неевропейской внешности. Граф Орлов в исполнении Саши Дхавана стал индусом, а вымышленный князь Ростов — темнокожий (играет его Абрахам Попула). Да, это натяжка, но тут надо вспомнить «Арапа Петра Великого» — прадедушку Александра Сергеевича Пушкина. Ибрагим Петрович Ганнибал был сыном чернокожего африканского князя, которого привели в Москву из Константинополя в 1704 году. Жена его была гречанка, так что российский двор XVIII века был вполне себе многонационален.
«Великая» показывает, что с уважением женщин в царских покоях дела обстоят, мягко говоря, не очень. Логично, что Екатерина пытается добиться хоть какого-то равноправия и начинает с женского образования, запущенного настолько, что даже не все придворные девицы умеют читать. В первой серии героиня Эль Фаннинг пытается создать школу для девочек, но ее сумасбродный муж почти сразу же сжигает этот намек на дворец просвещения. В действительности Екатерина II была озабочена самым широким образованием (при ней открывались городские школы и училища) и внесла огромный вклад в его доступность женщинам. В 1764 году по проекту императрицы был открыт Смольный институт благородных девиц, ставший первым в Европе учебным заведением для девушек.
На счету Екатерины не только литературное и общественно-политическое просвещение, но и научное. В сериале Макнамары российская императрица пытается побороть массовое заражение крестьян оспой и сама делает прививку от этой болезни. Опыт настоящей императрицы, которая после этого провела несколько недель в самоизоляции, уберег от этой страшной напасти множество жизней.
Костюмы императрицы значительно отличаются от нарядов придворных, они скромнее и выглядят гораздо удобнее, чем то, что носит ее муж. В одном из эпизодов сериала героиню Эль Фаннинг можно увидеть в женском мундире, который очень уважала и настоящая Екатерина Великая. Она вообще была поклонницей нарядов самодостаточных и не китчевых, в отличие от ее предшественников и предшественниц.
Несмотря на то что Екатерина II была одним из величайших правителей России, многие помнят исключительно связанные с ней анекдоты. И этим, кстати, также жонглирует «Великая». Например, байка про секс с конем, которая в фильме касается жизни Екатерины до России, а в реальности этот слух был распространен польским историком Казимиром Валишевским и касался смерти императрицы. Но право, пан Валишевский, скончалась Екатерина II от кровоизлияния в мозг.
30.05.20, 16:50