Каннибализм, сверхъестественное и Навальный: 5 лучших фильмов фестиваля «Сандэнс»
На выходных стали известны победители главного фестиваля независимого кино в мире — «Сандэнс». На этот раз он проходил с 20 по 30 января исключительно в онлайн-формате из-за пандемии. Рассказываем о лауреатах 2022 года, а также выбираем пятерку фильмов, которые нам понравились больше всего.
В этом году, как и в прошлом, чтобы попасть на «Сандэнс», не нужно было ехать в американский Парк-Сити (зато горные пейзажи штата Юта показывали в заставке перед каждым фильмом). Фестиваль изначально хотели провести в гибридном формате, но офлайн-часть смыло новой волной эпидемии коронавируса и остались только онлайн-показы. В результате короткие обращения, транслировавшиеся перед фильмами, отборщики смотра и звезды записывали дома, на фоне ковров, цветов и шкафов. Церемония награждения тоже прошла по-домашнему — по зуму, с прямой трансляцией итогов в твиттере.
Гран-при жюри в секции «Американское игровое кино» получил фильм «Няня» («Nanny») о нелегальной мигрантке из Сенегала, в секции «Мировое игровое кино» — «Утама» («Utama») о пожилой паре из Уругвая. В документальных категориях награды забрали «Изгнанники» («Exiles») о режиссерке-диссидентке Кристин Чой и «Все, что дышит» («All That Breathes») о братьях из Индии, которые выхаживают коршунов. Одна из главных наград, приз зрительских симпатий, оказалась у документалки «Навальный» (о ней подробнее ниже).
Но самые любопытные премьеры (и громкие имена), как обычно, надо было искать не в конкурсных программах, из которых выбирают победителей, а в параллельных секциях («Премьеры», Next, Midnight). Рассказываем о пяти фильмах, которые понравились нам больше всего, и предлагаем дождаться их выхода в (онлайн-) кинотеатрах.
Режиссерский дебют Джесси Айзенберга, который давно уже не только популярный актер («Социальная сеть», «Лига справедливости», «Двойник»), но и писатель: по его пьесам ставят спектакли, его рассказы публикует The New Yorker. Для своего первого фильма Айзенберг адаптировал собственную аудиокнигу. Спродюсировала проект подруга Джесси Эмма Стоун. Звезды есть и на экране — в главных ролях снялись Финн Вулфхард и Джулианна Мур. У Эвелин (Мур) все под контролем: она управляет приютом для женщин, перенесших физическое насилие, и знает, что нужно делать. Единственный хаотический элемент в ее упорядоченной жизни — сын-подросток по имени Зигги (вероятно, в молодости Эвелин была веселее), который записывает песни про любовь для своих поклонников по всему миру и интереса к политике не проявляет. По крайней мере до того момента, как его озабоченная классовым и социальным неравенством одноклассница-активистка, в которую он влюблен, не скажет ему, что он недостаточно серьезный.
Обаятельная маленькая драма, напоминающая фильм «Кальмар и кит», в котором Айзенберг сыграл одну из своих первых крупных ролей (и премьера которого состоялась на том же «Сандэнсе»). Драматургия тут несколько ученическая, зато Джесси пишет хорошие диалоги с едва уловимыми, чуть абсурдистскими шутками. Кино, может быть, довольно необязательное, но очень милое. Фильм купила компания A24 — учитывая количество работавших над ним звезд, можно надеяться на его выход в прокат, в том числе в России.
Новый фильм дуэта режиссеров-фантастов Джастина Бенсона и Аарона Мурхеда, которые раньше были широко известны только в кругах синефилов, но затем получили доступ к другим бюджетам и аудитории (сейчас они снимают для Marvel сериал «Лунный рыцарь»). «Что-то в грязи» — их маленький независимый фильм перед большим студийным проектом. Двое парней (сами Бенсон и Мурхед) знакомятся на площадке перед дешевым домом в Лос-Анджелесе. Один только сюда въехал, второй — местный старожил. Когда они обнаружат в полупустой комнате что-то похожее на хрустальную раковину — странный объект вдруг поднимется в воздух, разбрасывая вокруг радужные всполохи, — они решат снять о нем первое в мире документальное кино про паранормальное.
«Что-то в грязи» — триумф творческого метода Бенсона и Мурхеда, в фильмах которых фантастическое вырастает из бытового. Если вам когда-нибудь чудилось нечто сверхъестественное в отходящих от стен обоях, на пыльных коврах и ржавых кранах, то это кино для вас. Какая-то дыра на окраине Лос-Анджелеса в фильме Бенсона и Мурхеда вдруг оказывается дырой в другое измерение. Шероховатое, кустарное, лоу-фай-кино Бенсона и Мурхеда любят в России, и почти все их фильмы выпускали в прокат — надеемся, что и этот не станет исключением.
На «Сандэнсе» любят жанровое кино, и ужастиков (а также разных жанровых гибридов) здесь всегда много. Например, триллер про дейтинг с Дэйзи Эдгар-Джонс (сериал «Нормальные люди») и Себастианом Стэном («Я, Тоня») в главных ролях. Отчаявшись найти нормального парня после ряда скучных тиндер-дейтов, Ноа (Эдгар-Джонс) неожиданно встречает того, кто ей нужен, — веселого, остроумного и прекрасно ее понимающего. После отличного свидания в баре он позовет ее к себе домой, а там история вдруг сделает хоррор-разворот (ключевые слова — мясо, цепь, каннибализм). Конечно, это все метафоры того, как общество видит молодых привлекательных девушек (собственно, мясом), но чувство омерзения это преодолеть не помогает. Побочный эффект — вы еще долго не сможете без трепета ходить на свидания. Уже в марте фильм появится на онлайн-платформе Hulu (принадлежит Disney) — можно надеяться, что он дойдет и до России.
Фильм, которому мы бы отдали приз как лучшему документальному. «Девушки из календаря» (любопытно, что в 2003-м уже выходила лента с похожим названием, но художественная, ее снял Найджел Коул) — группа танцовщиц из Флориды. В коротких платьях и с ярким мейком они выступают на самых разных праздниках, от благотворительных ужинов до фестиваля креветок. Отличие от многих других подобных коллективов в том, что всем его участницам уже за 60.
Шведские документалисты Мария Лохувуд и Лав Мартинсен в своем дебюте рассказывают истории нескольких «Девушек» (назвать этих энергичных и увлеченных женщин бабушками могут только самые бессердечные). Кого-то от репетиций отвлекают возрастные болезни, кого-то внуки и ревнивые мужья, но они все равно выступают — чтобы быть полезными обществу. А еще — чтобы на них обращали внимание, потому что с возрастом добиться его все труднее. В этих героинь невозможно не влюбиться, но режиссеры стараются рассказать о них изобретательно: отлично поставленные танцевальные номера размывают границу между документальным и художественным кино, заставляют по-настоящему почувствовать восторг и раж участниц во время выступлений. Кроме того, кино можно воспринимать как совет, чем заняться на пенсии, чтобы вернуть вкус к жизни. «Девушек из календаря» еще до начала фестиваля купила для американского проката компания Juno Films — хочется верить, что фильм найдет дорогу и к российскому зрителю.
Документальный фильм про российского оппозиционера, который снял канадец Дэниел Роэр. Он встречался с Алексеем Навальным (внесен в РФ в реестр экстремистов и террористов. — Прим. BURO.), а также его семьей и помощниками, когда политик после отравления проходил реабилитацию в Германии. Про Навального в это время писала вся европейская пресса, а с требованиями о том, чтобы призвать виновных к ответу, выступали ключевые мировые политики (например, Ангела Меркель).
То, что режиссер и оппозиционер провели вместе сравнительно мало времени, скорее оказалось плюсом — это, по сути, репортажное кино, в котором больше движения, чем статики. Беседам со своим героем Роэр предпочитает наблюдение: заглядывает на бэкстейджи съемок, следит во время прогулок и разговоров с женой с детьми. Можно предположить, что Навального мы видим ровно в том свете, в котором он хотел бы быть показан (от вопросов об участии в «Русском марше» и популистской риторики он уходит). Но даже в этом случае за ним, безусловно, интересно наблюдать, чтобы понять, о чем думает человек, находящийся в статусе едва ли не главного политического заключенного в мире. На фестивале фильм получил две награды, в том числе Приз зрительских симпатий. В США он выйдет на HBO Max, покажут ли его в России — большой вопрос.