Зачем снимать фильмы, которые не окупаются

Кирилл Плетнев, Вадим Валиуллин и Руслан Братов — о том, для чего они делают короткометражки

На прошедшем кинофестивале «Стрелки», на разогреве перед фильмом «Сувенир» с Изабель Юппер, показали короткометражку «Лалай-балалай» Руслана Братова, одержавшую в этом году победу в программе «Кинотавр. Короткий метр». В этой фразе — едва ли не все проблемы, связанные с восприятием короткометражек зрителями. Во-первых, их можно увидеть в основном на фестивалях, во-вторых, короткий метр обычно подают зрителям либо оптом, либо в довесок к полнометражному фильму, либо в рамках альманаха. 


Но это зрительская сторона вопроса. Если взглянуть на короткометражное кино с позиции режиссеров и продюсеров, то оно покажется чрезвычайно сомнительным предприятием: на нем едва ли можно заработать, а в его производство зачастую приходится вкладывать личные средства. Тем не менее каждый год выходит множество короткометражек, и некоторые из них не просто отбивают затраченные средства и получают награды на фестивалях, а становятся настоящим событием (как, например, «Майор Гром»). Мы поговорили с победителями программы «Кинотавр. Короткий метр» о том, зачем они занимаются коротким метром. 


Кирилл Плетнев

Приз конкурса «Кинотавр. Короткий метр» (2015) за короткометражный фильм «Настя»

Сколько потрачено: 1 500 000  рублей

Источник: личные вложения

Зачем снимали


Я учился на курсах при ВГИКе. У меня была мастерская кинорежиссуры и кинодраматургии. Мы сами писали сценарии и сами снимали по ним кино. И заканчивали курс снятым коротким метром и написанным полным. Собственно, я написал «Настю» еще раньше, это был один из первых моих сценариев, который я написал на курсе. Снял ее как дипломный фильм. Не было никаких амбиций, просто хотелось снять хорошее кино. Я не могу сказать, что я не думал о фестивальном будущем; конечно, мне хотелось где-то побеждать. Но первостепенно было хорошее кино.

Что получили


«Настя» помогла мне тем, что на меня стали смотреть по-другому — не как на актера, а как на режиссера. Но в этом мне помогла даже не «Настя», а короткометражка «6.23», которая объездила еще большее количество фестивалей не только у нас, но и за границей. Там действие происходит в театре, и все снято одним кадром, и забавно, что появился этот фильм гораздо раньше «Бердмена». А потом я увидел «Бердмена» и подумал: «Ничего себе, как идеи в воздухе летают».

И в общем уже тогда я заявил о себе как о режиссере, а «Настя» и победа на «Кинотавре» закрепили это. А потом благодаря «Насте» мы с Ингой сработались, и я уже под нее писал сценарий «Жги» (дебютный полнометражный фильм Кирилла Плетнева, премьера которого состоялась на «Кинотавре-2017». — Прим. Buro 24/7)

Около 1 000 000 рублей из вложенных денег я, кстати, уже вернул: показы на телеканалах — ТНТ, например, дважды меня показывал, показывали на «Серебряном Дожде», показывали на разных интернет-платформах. 


Кадр из фильма «Настя»

Про фестивали


В 2015 году, когда я победил на «Кинотавре», я победил еще и на питчинге со своим полнометражным фильмом «Жги», и получилось так, что люди увидели мой короткий метр, услышали питчинг и начали спрашивать меня о сценарии. Не могу сказать, что мне это сильно помогло. Я дал тогда девяти продюсерам почитать сценарий, мне перезвонил один человек,  который предложил поменять пару сцен в сценарии и запустить все в производство на следующий день. И в итоге, конечно, не он делал картину, ведь я ничего не хотел менять. И еще год я искал нужного человека. Нашел Рубена Дишдишяна, которого на этом кастинге не было, он «Настю» не видел — он просто знал меня как актера.


Вадим Валиуллин

Приз конкурса «Кинотавр. Короткий метр» (2016) за короткометражный фильм «Кредит»

Сколько потрачено: 28 000 рублей


Источник: личные вложения


Зачем снимали


Мы очень долго монтировали наш полнометражный слэшер «Мертвым повезло», и в какой-то момент мне захотелось отвлечься и снять что-то совершенно иное. Так и появился «Кредит». 


Что получили


«Кредит» за счет фестивальных призов окупился примерно раз в 40: приз за лучший короткометражный фильм на фестивале «Кинотавр-2016» (125 000 рублей минус налоги) и приз за лучший сценарий на фестивале «Короче-2016» (200 000 рублей минус налоги). Деньги поделили со всей съемочной группой, чтобы оплатить всю бесплатную работу, сделанную в процессе съемок: операторы давали технику бесплатно, все мы работали грузчиками, в общем, вы понимаете. Так что, «Кредит» можно назвать продюсерски успешным проектом.

Не всегда в полном метре получится сделать что-то для души. Часто индустрия диктует определенные требования, которые ей диктует зритель. И поскольку полный метр — это всегда большие деньги и большая ответственность, есть определенные темы, на которые нужно делать большие фильмы. А в коротком метре меньше затрат и финансовых, и временных, и можно сделать то, что действительно хочешь, не рискуя при этом большими бюджетами. 

Короткометражный фильм может быть заявкой на полный метр, может быть пробой артистов, площадкой для экспериментов: сценарных, монтажных, актерских.


Съемки фильма «Кредит»


Про фестивали


Мне больше всех импонируют фестивали «Кинотавр» и «Короче», считаю их передовыми. Здесь авторы всех направленностей, кино и зрительское, и артхаус. «Кинотавр» — это реально тот фестиваль, где собирается вся индустрия. После «Кинотавра» я со многими познакомился и начал работать. Многие другие фестивали грешат тем, что делают упор на артхаус. Понятное «бездуховноное» кино не всегда тут в почете. Есть еще региональные фестивали, но там мне говорили, что «Кредит» — плохое кино, хотя индустрия федерального уровня приняла его на ура. Так что в регионах, к сожалению, пока такой уровень.

 

Руслан Братов

Приз конкурса «Кинотавр. Короткий метр» (2017) за короткометражный фильм «Лалай-балалай»



Сколько потрачено: 2 000 000 рублей


Источник: финансовая поддержка агентства Stereotactic


Зачем снимали


Когда появилась задумка «Лалай-балалая», все представлялось мне скорее пробой пера, чем серьезным проектом. Казалось, что все придется делать на коленках, я не знал, найду ли продюсеров, финансирование. Потом я прописал сценарий, сделал тестовую съемку и показал моему другу Грише Добрыгину. Он загорелся и нашел ребят из Stereotactic, им понравилась история, они согласились участвовать, и с этого момента мы уже были нацелены на фестивальное будущее, кино становилось «взрослым». Stereotactic — профессионалы, помогали не только финансами, но и советами, без них я бы не справился.


Что получили


У нас уже есть победа на «Кинотавре», специальный приз программы «Такое Кино» и сертификат от «Яндекс.Такси» на 1 000 000 рублей на съемку короткометражного фильма. Сейчас продолжаем шествие по фестивалям. 

 

Наверняка вложенный бюджет никак не окупится. Возможно, я инфантильно рассуждаю, но Stereotactic просто понравилась история. Мы, конечно, изначально рассчитывали на меньшие бюджеты, но ближайшая подходящая для съемок карусель оказалась в Саратове, пришлось снаряжать экспедицию. 


Про фестивали


Фестивали, «Кинотавр» в частности, дали возможность познакомиться с людьми из индустрии: у меня появились предложения по финансированию, появились ребята, которые готовы сочинять какую-то историю вместе, появились творческие союзы, в которые я вдруг попал. Ворота открылись. 

Все фестивали хороши по-своему. Везде разные люди. Хочется, чтобы кино посмотрели как можно больше людей, поэтому хочется быть представленным на максимальном количестве фестивалей. Нет цели выбирать.

Алена Макаренко

31.07.17, 19:47

  • Фоторедактор: Полина Потуремская