«Арман»: 5 причин посмотреть лучший дебют Каннского кинофестиваля — 2024, снятый внуком Бергмана
Сегодня кинопрокатная компания A-One выпускает на российские экраны «Армана» — полнометражный дебют Хальвдана Ульмана Тёнделя, внука Ингмара Бергмана и Лив Ульман. Картина, удостоенная награды за лучший дебют в Каннах, — это и драма о размытых границах и намерениях, и сатира на норвежское общество, и история о доверии родителей к детям. В пяти причинах (хотя их, несомненно, больше) рассказываем, почему важно увидеть эту ленту.
По сюжету популярную актрису Элизабет (Ренате Реинсве, но о ней скажем отдельно) с репетиции срывает тревожный звонок классного руководителя ее 6-летнего сына Армана. В школе, к слову, и проведем весь фильм (напряжение и эффект клаустрофобии обеспечены), пока не выпорхнем с главной героиней на свободу. Причиной вызова мамы стал конфликт Армана с одноклассником, только вот разговор педагогов и родителей превращается в целое противостояние, где о детях почти сразу забывают. Режиссер вдохновился историей знакомого, который в детстве ходил в поход и стал свидетелем агрессивного конфликта двух 6-летних мальчиков. «Это заставило меня задуматься, где и как 6-летний ребенок подхватывает плохие слова, не свойственные для его возраста, учится выражать агрессию и жестокость. Мне показалось интересным использовать в качестве основы идею чего-то "взрослого", потенциально произошедшего между двумя детьми, — говорит Тёндель. — Затем я представил, какие могли бы быть родители у этого мальчика. Я был заинтригован, как много могу нафантазировать о родителях, ничего не зная ни о них, ни о ребенке, имея лишь крупицу информации о том, что он сказал и сделал». Здесь стоит рассказать fun fact, чтобы никто не заскучал: режиссер много лет работал в начальной школе и, по собственному признанию, на опыте убедился, как взрослые могут зеркально отражать детей, и наоборот, — как в лучшую, так и в худшую сторону.
По сюжету популярную актрису Элизабет (Ренате Реинсве, но о ней скажем отдельно) с репетиции срывает тревожный звонок классного руководителя ее 6-летнего сына Армана. В школе, к слову, и проведем весь фильм (напряжение и эффект клаустрофобии обеспечены), пока не выпорхнем с главной героиней на свободу. Причиной вызова мамы стал конфликт Армана с одноклассником, только вот разговор педагогов и родителей превращается в целое противостояние, где о детях почти сразу забывают. Режиссер вдохновился историей знакомого, который в детстве ходил в поход и стал свидетелем агрессивного конфликта двух 6-летних мальчиков. «Это заставило меня задуматься, где и как 6-летний ребенок подхватывает плохие слова, не свойственные для его возраста, учится выражать агрессию и жестокость. Мне показалось интересным использовать в качестве основы идею чего-то "взрослого", потенциально произошедшего между двумя детьми, — говорит Тёндель. — Затем я представил, какие могли бы быть родители у этого мальчика. Я был заинтригован, как много могу нафантазировать о родителях, ничего не зная ни о них, ни о ребенке, имея лишь крупицу информации о том, что он сказал и сделал». Здесь стоит рассказать fun fact, чтобы никто не заскучал: режиссер много лет работал в начальной школе и, по собственному признанию, на опыте убедился, как взрослые могут зеркально отражать детей, и наоборот, — как в лучшую, так и в худшую сторону.
Хальвдан Ульман Тёндель родился в 1990 году в Осло, где окончил Школу искусств, коммуникаций и технологий Вестердалс. Его мать — известная писательница и журналистка Линн Ульман, а бабушка и дедушка — не нуждающиеся в представлении Лив Ульман и Ингмар Бергман. И нет, это не история про непо-бейби: Хальвдан самостоятельно покоряет сердца критиков и обыкновенных зрителей. В 2015-м молодой режиссер дебютировал с коротким метром «Птичьи сердца»: премьера состоялась на кинофестивале в Карловых Варах, показали фильм и на кинофестивале в Торонто, позже номинировали на национальную норвежскую премию «Аманда» и включили в список лучших европейских короткометражных лент по версии Cineuropa. В 2017-м снял еще один коротыш «Фанни», а теперь подступился к полному метру и успел получить за него премию «Золотая камера» — первый норвежский режиссер, удостоенный такой награды. Съемки «Армана» были интенсивными: по словам дебютанта, он заранее проводил много репетиций и снимал все в хронологическом порядке (кстати, на 16-миллиметровую пленку — отсюда такая приятная глазу картинка). «Это был безумный процесс, но мне нравилось. Временами было слишком тяжело и мы будто бы все сходили с ума в одной и той же школе изо дня в день. У меня каждое утро шла кровь из носа, что было немного странно, потому что такие же сцены есть в фильме», — делился Тёндель.
Хальвдан Ульман Тёндель родился в 1990 году в Осло, где окончил Школу искусств, коммуникаций и технологий Вестердалс. Его мать — известная писательница и журналистка Линн Ульман, а бабушка и дедушка — не нуждающиеся в представлении Лив Ульман и Ингмар Бергман. И нет, это не история про непо-бейби: Хальвдан самостоятельно покоряет сердца критиков и обыкновенных зрителей. В 2015-м молодой режиссер дебютировал с коротким метром «Птичьи сердца»: премьера состоялась на кинофестивале в Карловых Варах, показали фильм и на кинофестивале в Торонто, позже номинировали на национальную норвежскую премию «Аманда» и включили в список лучших европейских короткометражных лент по версии Cineuropa. В 2017-м снял еще один коротыш «Фанни», а теперь подступился к полному метру и успел получить за него премию «Золотая камера» — первый норвежский режиссер, удостоенный такой награды. Съемки «Армана» были интенсивными: по словам дебютанта, он заранее проводил много репетиций и снимал все в хронологическом порядке (кстати, на 16-миллиметровую пленку — отсюда такая приятная глазу картинка). «Это был безумный процесс, но мне нравилось. Временами было слишком тяжело и мы будто бы все сходили с ума в одной и той же школе изо дня в день. У меня каждое утро шла кровь из носа, что было немного странно, потому что такие же сцены есть в фильме», — делился Тёндель.
Главную роль в ленте сыграла Ренате Реинсве. В 2021-м актриса взяла в Каннах награду за лучшую женскую роль (в картине «Худший человек на свете», реж. Йоаким Триер), и не только норвежская, но и мировая публика открыла для себя девушку огромного драматического таланта. «Этот фильм не получился бы без Ренате. Она была вовлечена с самого начала, еще до того, как у ее персонажа появилось имя, до того, как я решил, как и где будет развиваться сюжет. Я написал черновой сценарий в 2016 году. Ренате была воодушевлена. Это вселило в меня большую уверенность, — рассказывает режиссер. — Затем прошло много лет: мне несколько раз отказывали в производственном гранте. Начал терять надежду, что когда-либо реализую проект. Был готов сдаться. Но в тот вечер, когда Ренате выиграла премию в Каннах, она отправила мне сообщение со словами: "Подумай, как это здорово для нашего фильма!" Тот факт, что она думала об "Армане" в самый важный вечер своей карьеры, глубоко тронул меня и придал сил». Кстати, делаем маячок на будущее: сейчас актриса снимается в новом проекте Sentimental Value Йоакима Триера вместе с Эль Фаннинг и Стелланом Скарсгардом. В следующем году, благодаря компаниям A-One и RWV, российский зритель его тоже увидит — stay tuned.
Главную роль в ленте сыграла Ренате Реинсве. В 2021-м актриса взяла в Каннах награду за лучшую женскую роль (в картине «Худший человек на свете», реж. Йоаким Триер), и не только норвежская, но и мировая публика открыла для себя девушку огромного драматического таланта. «Этот фильм не получился бы без Ренате. Она была вовлечена с самого начала, еще до того, как у ее персонажа появилось имя, до того, как я решил, как и где будет развиваться сюжет. Я написал черновой сценарий в 2016 году. Ренате была воодушевлена. Это вселило в меня большую уверенность, — рассказывает режиссер. — Затем прошло много лет: мне несколько раз отказывали в производственном гранте. Начал терять надежду, что когда-либо реализую проект. Был готов сдаться. Но в тот вечер, когда Ренате выиграла премию в Каннах, она отправила мне сообщение со словами: "Подумай, как это здорово для нашего фильма!" Тот факт, что она думала об "Армане" в самый важный вечер своей карьеры, глубоко тронул меня и придал сил». Кстати, делаем маячок на будущее: сейчас актриса снимается в новом проекте Sentimental Value Йоакима Триера вместе с Эль Фаннинг и Стелланом Скарсгардом. В следующем году, благодаря компаниям A-One и RWV, российский зритель его тоже увидит — stay tuned.
Не только текст, но и то, что между строк, важно (все, как в жизни). В «Армане» у Элизабет есть две танцевальных сцены, которые крайне важны для сюжета: первая — с уборщиком Эммануэлем (Патрис Демоньер). Как рассказывал режиссер, она должна была длиться всего секунд 30, но актеры и хореограф Сигюн Аса Сэтэренг превратили это в полноценный номер. «Танец мне очень понравился, потому что говорил о состоянии Элизабет, и с помощью него я мог сказать зрителям: отныне может произойти все что угодно», — делился Хальвдан Ульман Тёндель. Вторая и, можно сказать, финальная более символична. Это почти физический театр, визуализация размышления над вопросом: где проходит грань между любовью и насилием? «Изначально идея была в том, что все руки касаются Элизабет, желая быть ее частью. Это была скорее перспектива одержимости знаменитостями. По мере развития истории я стал больше интересоваться точкой зрения Элизабет, как восхищение ее героиней становится более тревожным, опасным и даже оскорбительным», — продолжает режиссер. Но в конце концов она вырывается на свободу и (хочется верить) оставляет травмы позади.
Не только текст, но и то, что между строк, важно (все, как в жизни). В «Армане» у Элизабет есть две танцевальных сцены, которые крайне важны для сюжета: первая — с уборщиком Эммануэлем (Патрис Демоньер). Как рассказывал режиссер, она должна была длиться всего секунд 30, но актеры и хореограф Сигюн Аса Сэтэренг превратили это в полноценный номер. «Танец мне очень понравился, потому что говорил о состоянии Элизабет, и с помощью него я мог сказать зрителям: отныне может произойти все что угодно», — делился Хальвдан Ульман Тёндель. Вторая и, можно сказать, финальная более символична. Это почти физический театр, визуализация размышления над вопросом: где проходит грань между любовью и насилием? «Изначально идея была в том, что все руки касаются Элизабет, желая быть ее частью. Это была скорее перспектива одержимости знаменитостями. По мере развития истории я стал больше интересоваться точкой зрения Элизабет, как восхищение ее героиней становится более тревожным, опасным и даже оскорбительным», — продолжает режиссер. Но в конце концов она вырывается на свободу и (хочется верить) оставляет травмы позади.
«Арман» получился многослойным и глубоким в том числе и благодаря насмотренности (простите нам это слово, знаем, надоело) Тёнделя — тот вдохновлялся Луисом Бунюэлем и сатирой в его фильмах. В дебютном полном метре, например, четко видна сатира на норвежское общество, а именно — на то, как этот народ довольно расплывчато определяет мотивы и намерения. «Мы боимся быть прямыми, называть вещи своими именами. Боимся выделяться. Наше государство отвечает за управление всем в стране, и это хорошо, но нам, возможно, из-за этого сложнее принимать решения и нести ответственность за происходящее. На каждое действие есть четкий регламент, особенно внутри государственных учреждений: школ, больниц. Поэтому инцидент, выходящий за рамки нормы, может стать большой проблемой для каждого из этих учреждений, и вы в некотором роде зависите от людей, осмелившихся взять на себя ответственность за нестандартные решения». Вернемся к референсам. По словам режиссера, пожарная сигнализация и носовые кровотечения в «Армане» вдохновлены прерывающимся званым ужином в «Скромном обаянии буржуазии», а настроение фильма пронизаны духом лент «Суспирия» Луки Гуаданьино и «Пролетая над гнездом кукушки» Милоша Формана. Если вам нравится «Любовь» Михаэля Ханеке, «Ребенок Розмари» Романа Полански, «Кто боится Вирджинии Вульф?» Майка Николса, «Двойная жизнь Вероники» Кшиштофа Кесьлёвского и «Дикие сердцем» Дэвида Линча, поздравляем: работая над «Арманом», Тёндель их тоже пересматривал и некоторые композиционные решения почерпнул. В любом случае, лента вышла аутентичной и ни на что не похожей. Убедитесь в этом и вы.
«Арман» получился многослойным и глубоким в том числе и благодаря насмотренности (простите нам это слово, знаем, надоело) Тёнделя — тот вдохновлялся Луисом Бунюэлем и сатирой в его фильмах. В дебютном полном метре, например, четко видна сатира на норвежское общество, а именно — на то, как этот народ довольно расплывчато определяет мотивы и намерения. «Мы боимся быть прямыми, называть вещи своими именами. Боимся выделяться. Наше государство отвечает за управление всем в стране, и это хорошо, но нам, возможно, из-за этого сложнее принимать решения и нести ответственность за происходящее. На каждое действие есть четкий регламент, особенно внутри государственных учреждений: школ, больниц. Поэтому инцидент, выходящий за рамки нормы, может стать большой проблемой для каждого из этих учреждений, и вы в некотором роде зависите от людей, осмелившихся взять на себя ответственность за нестандартные решения». Вернемся к референсам. По словам режиссера, пожарная сигнализация и носовые кровотечения в «Армане» вдохновлены прерывающимся званым ужином в «Скромном обаянии буржуазии», а настроение фильма пронизаны духом лент «Суспирия» Луки Гуаданьино и «Пролетая над гнездом кукушки» Милоша Формана. Если вам нравится «Любовь» Михаэля Ханеке, «Ребенок Розмари» Романа Полански, «Кто боится Вирджинии Вульф?» Майка Николса, «Двойная жизнь Вероники» Кшиштофа Кесьлёвского и «Дикие сердцем» Дэвида Линча, поздравляем: работая над «Арманом», Тёндель их тоже пересматривал и некоторые композиционные решения почерпнул. В любом случае, лента вышла аутентичной и ни на что не похожей. Убедитесь в этом и вы.