«Оскар» за костюмы: как создавались наряды для «Фантастических тварей»
Возвращение американской моды начала XX века
В мире художников по костюмам есть своя Мерил Стрип — на счету 68-летней Коллин Этвуд четыре «Оскара» (за «Чикаго», «Мемуары гейши», «Алису в Стране чудес» и «Фантастических тварей») и восемь номинаций на премию. Она одевала Итана Ханта и Суини Тодда, Ганнибала Лектера и Эдварда Руки-ножницы, Белоснежку и графа Олафа. У художницы есть ряд режиссеров, с которыми она постоянно работает: Тим Бёртон, Майкл Манн, Роб Маршалл и Эндрю Никкол.
По этому списку уже можно составить представление о предпочтениях Этвуд. Её привлекает фантастика всех сортов — от романтического гротеска («Алиса в Стране чудес») до минималистичного футуризма («Гаттака», «Время») и почти лубочного фэнтези («Чем дальше в лес», «Белоснежка и охотник»). Однако не стоит думать, что повседневность привлекает Этвуд в меньшей степени. В её фильмографии можно найти множество «исторических» работ, в которых соответствие выбранной эпохе стоит над дизайнерской выдумкой.
Работа над фильмом «Фантастические твари и где они обитают» потребовала от Этвуд задействовать обе стороны таланта. Персонажи должны быть одеты по моде XX века и вместе с тем подчеркивать внешним видом свое отличие от «маглов» — обывателей без магических способностей. В поисках одежды для американских волшебников ей пришлось обойти множество стоков Лос-Анджелеса, Лондона и Парижа.
Действие картины «Фантастические твари и где они обитают» происходит в Нью-Йорке в 1926 году. Волшебник Ньют Саламандер приезжает туда из Великобритании. В 20-е годы на Британских островах мужская мода была максимально приближена к тому, что сейчас мы назвали бы вечным английским тейлорингом — костюмы лаконичного, выверенного кроя, лишенные чрезмерного декора. Примерно так же выглядел мужской костюм среднестатистического нью-йоркца — американская мода поначалу находилась под влиянием европейской. И всё же Саламандер выделяется среди нью-йоркских магов.
Главный герой одет так, как будто он опоздал на столетие, что характерно для образа волшебника в фольклоре и культуре — он всегда выглядит как человек из другого мира и далекой эпохи. Если в «Гарри Поттере» волшебники выглядели скорее как прямые потомки Мерлина, то в «Фантастических тварях» костюм Саламандера отвечает всем канонам викторианского мужского костюма. Все волшебные перипетии герой переносит в синем сюртуке, жилете, рубашке с воротником-стойкой и галстуке-бабочке. Для полной картины ему не хватает разве что котелка.
Этвуд выбрала для сюртука синий цвет неслучайно — таким образом она хотела показать родство Саламандера с его животными. «Понимаете, многие из них окрашены как будто бы люминесцентной краской, и мне хотелось внушить зрителю ощущение, что он один из них, но не так, чтобы он откровенно выделялся».
В то же время Порпентина Голдстейн, спутница Саламандера и сотрудница Магического конгресса, одета по канонам повседневной женской моды 20-х годов. На девушке шляпка-клош из фетра, обычное пальто, простая белая блузка и брюки широкого кроя. В ней уже вовсю чувствуется влияние Коко Шанель. По моде 20-х одеты и остальные герои.
Сегодня этот стиль обрел новую жизнь. Все в духе постмодернизма — такой микс исторических стилей актуален, как никогда. Кажется, что именно «Фантастических тварей» смотрит каждый вечер Алессандро Микеле. Приметы викторианского стиля, особенно его темной готической стороны, можно найти в доброй половине коллекций сезона 2016–2017. Викторианские платья появились на показах Christian Dior, Elie Saab, Alexander McQueen и, как следствие, в магазинах ретейловых сетей.
Шляпы-флоки появились в последней коллекции Jacquemus, платье в духе флэпперов показала Prada, а мужские и женские костюмы, как из 20-х, появляются чуть ли не в каждои показе Thom Brown.
Сегодня одеваться как волшебник может каждый, и на самом деле в «Фантастических тварях» не так уж и много фантастики.