«Если бы я мог, тоже не брал бы деньги у государства». Интервью с Климом Шипенко — самым кассовым режиссером России
Его «Текст» стал культовым, а Гильдия кинематографистов во главе с Михалковым вручила ему «Золотого орла» за лучший фильм года. «Холоп» собрал в России рекордные три миллиарда долларов. Сейчас Клим Шипенко запускает проект о последних днях из жизни Есенина, а в перерыве между большими съемками снял в вертикальном формате короткометражку «Сверхчеловек» с Федором Бондарчуком в главной роли в рамках проекта «Сбербанк» «кино — #этомое».
В интервью BURO. Шипенко рассказал о будущем интернет-платформ, своих планах и о том, можно ли в кино критиковать российскую действительность и брать деньги у государства.
Режиссер
Как ты объясняешь коммерческий успех «Текста»? Шесть миллионов долларов в прокате — очень много для нашего независимого кино. Есть ли в этом какая-то социологическая подоплека? Что в «Тексте» привлекло публику?
Было много факторов. Нельзя сказать, что это все из-за Саши Петрова. Наверное, хорошая литературная основа. У романа «Текст» есть своя фан-база, как и у Глуховского. Потом сработал фактор какого-то ощущения актуальности. Есть несправедливость, которая происходит с абсолютно любым человеком. На себя её может спроецировать фактически каждый, особенно после летних событий. Когда мы снимали фильм, он и тогда казался актуальным, а после лета стал еще актуальнее. Дело Голунова предало огласке ситуации полицейского беспредела, как та, что происходит с героем «Текста». Ну а дальше не знаю — наверное, зритель как-то откликнулся на честность, с которой мы пытались сделать это кино. Я хотел, чтобы фильм прочувствовали, чтобы зрители оказались как бы подключены к главному герою пуповинами и испытывали то же, что и он.
Мне понравилось, что «Текст» это, по сути, антикапиталистический и антитоталитарный манифест, чем он срифмовался с «Джокером». Они вышли вместе, но один как бы для России, а другой для Америки.
Это значит, что существует запрос на истории о маленьком человеке, который начинает противостояние с властью. Понятно, что Джокер создает культ, ведёт за собой толпу, а здесь это просто человек, который не готов мириться с несправедливостью и идет до своего собственного конца, невзирая на то, что по закону он заслуживает того, что с ним делается.
Но при том популярен «Текст» был скорее не у широких масс, а у людей, которые мыслят себя оппозицией.
Не знаю, у меня нет данных, но мне много писали люди из провинции, что они ходили по два раза, по три, кто-то написал, что даже четыре. Для меня это удивительно, потому что я на такой фильм второй раз не пошел бы. Надо понимать, что это целый акт: надо встать, одеться, куда-то поехать, заплатить за билет. То есть потратить не два часа, а четыре.
Как ты интерпретируешь успех «Холопа», который собрал совершенно рекордные деньги?
Должно сойтись все, чтобы получились такие цифры, — фильм (подразумеваю все его составляющие), дата выхода, маркетинг, успешный актер. Зрители не просто должны ходить по несколько раз, они ещё должны говорить всем об этом. Всё это в случае «Холопа» сошлось.
Я уже говорил, что «Текст» — важный антикапиталистический манифест. А «Холоп», мне кажется, будто предназначен для аудитории, которая во многом солидарна с сегодняшней властью. В нем переучивают противного мажора, люди приходят к исполнению консервативных ценностей — все это очень близко официальному властному дискурсу.
В этом плане мы тоже попали в какие-то настроения. Если справедливости в жизни нет, то пусть она хотя бы в кино будет. Зрителям важно было посмеяться над этим зажравшимся мажором и почувствовать себя выше него. Там очень много построено на том, что он недалекий. А мы-то знаем… Мы, зрители, мы бы там точно раскололи всю эту операцию, а он не догадался, смешно же. Дурак… Очень много юмора на этом построено. Тоже фактор: зритель почувствовал себя выше и лучше.
Как ты относишься к тому, чтобы брать государственные деньги? Если ты берешь деньги у тоталитарного государства, как утверждается в «Тексте», то формально производишь его культуру.
Я думаю, что в идеальном мире, в работающей индустрии, когда у нас больше кинотеатров, больше средств и возможностей продвигать свои фильмы, конечно, можно этого и не делать. Если бы мог, я бы тоже не брал деньги у государства. Но это невозможно в нашей индустрии, которая еще пока не окрепла. В Америке нет господдержки, но там индустрия сто лет развивается. А нам с господдержкой и то непросто, все перебиваются, а без неё я не представляю, как было бы. Если бы мне сказали: «Отменишь господдержку или пусть получают?» Если бы я ориентировался на себя, я бы сказал, что могу отменить, но я понимаю, что тогда не будет фестиваля «Кинотавр», потому что его программу нечем будет заполнить.
То есть, по-твоему, можно брать деньги у государства, если можешь делать что-то оригинальное и крутое на эти деньги?
Да. Я, например, понимаю, что без государственных денег мой фильм про последние дни жизни Есенина делать рискованно, потому что неоднозначно, что он будет коммерчески успешен. Я не могу сказать инвесторам, что он заработает миллиард, потому что не знаю этого. Когда есть господдержка, это уже подстраховка, значит, нужно будет не такой бюджет окупать, а в полтора раза меньше, это дает уверенность продюсерам и инвесторам.
«Текст» после проката перешел на независимую платформу «Старт». Многие ли его там посмотрели?
На «Старте» такая же система, как и у всех платформ: ты можешь бесплатно подписаться на какое-то время. Я знаю, что там смотрели «Текст» сотни тысяч. Вопрос, в какой период времени.
А насколько по-твоему вообще возможен российский аналог Netflix, когда все приспособлены к торрентам?
Это вопрос воспитания сознательных граждан. Чем больше будет контроля над торрентами, чем меньше будет фильмов в бесплатном доступе, тем быстрее будут развиваться, соответственно, такие платформы. Зрителю нужно объяснить, что Netflix, например, имеет возможность производить фильмы вроде «Ирландца» и «Ромы», потому что у них громадная база, миллиард в месяц. И они позволяют инвестировать эту прибыль в контент для пользователя, чтобы он продолжал платить свои 12 долларов каждый месяц. А если в России человек поймет, что он, заплатив триста рублей в месяц, инвестирует в фильм, который через год посмотрит, и есть шанс, что фильм будет крутой, тогда, может быть, платформы будут развиваться стремительнее. Например, я купил подписку на «Дождь». Я мог её не покупать, так, посмотреть в интернете программы какие-то интересные. Это не значит, что я его смотрю постоянно, бывает, не смотрю месяц. Но я знаю, что люди стараются, вкладывают свои силы и деньги, не избалованы рекламами и так далее, и просто хочу их поддержать. То есть если люди поймут, что они свои деньги отдают, чтобы потом что-то взамен получить, то дела пойдут в гору. Надо, чтобы им кто-то объяснил эту схему, это важно.
Расскажи про свой фильм, снятый в проекте «кино — #этомое». Что тебя заинтересовало в формате вертикальной съёмки?
Я хотел попробовать поработать в этом формате. Я вообще снимал этот фильм в двух вариантах. Он выйдет на тех же «Старте» и Okko в горизонтальном формате, а в Okko.Move — в вертикальном. Я подумал, у меня есть история, которая сработает и там, и там, и я её могу снять. Такое применимо не ко всем историям, но эта конкретная короткометражка идеально подходила к обоим форматам.
А в чём тогда заключается художественное различие между этими версиями «Сверхчеловека»?
Это практически монофильм с Федором Сергеевичем Бондарчуком, который читает семиминутный монолог из пьесы Джорджа Бернарда Шоу «Человек и сверхчеловек». Суть этого произведения в том, что могущество человека измеряется в его способности к разрушению. Текст не был изменен, видно, что он старый, но смысл абсолютно сегодняшний, его мог бы кто-то прочитать в эфире как манифест. Мне кажется, на этом материале можно построить веб-сериал, история готова развиваться дальше. Тем более что в пьесе есть и другие монологи.
Мы обсуждаем сейчас Netflix, «Старт», Okko — платформы, которые ассоциируются с сериалами. Тебе было бы интересно сделать авторский сериал?
Да, почему нет? Я с удовольствием смотрю сериалы и могу представить, что какой-то из них я делаю. Сейчас разрабатывается несколько сериалов, и предполагается, что я буду их снимать. С сериалами всегда стоит вопрос бюджета: продюсеры хотят того же качества, как на HBO, при этом у них бюджеты, которых и на одну серию не хватит. Когда я с ними разговаривал, я понимал, что есть дисконнект; я-то знаю, как снимаются те сериалы, я знаю, сколько это стоит, а у них амбиции были те, а возможностей… Тут одним талантом не обойдешься.
Сейчас возможностей становится больше?
Возможностей становится больше, снимать становится легче, графика становится дешевле. Хотя «Игру престолов», конечно, не снимешь. У нас все пропорционально, это рынок. Есть платформа, а есть канал, там понимают, что есть некоторое количество подписчиков, с которых канал получает прибыль. Значит, у него есть возможность вкладывать больше денег и получать от авторов более качественный продукт и, соответственно, привлекать больше подписчиков. У нас должна произойти та же схема, как на Netflix. Чем больше у каналов будет прибыли, тем они больше смогут позволить реинвестировать эту прибыль, делать качественные сериалы. Если говорить про бизнес, он работает таким образом. Меценатство — очень редкая вещь. На меценатство нельзя рассчитывать. Все мы знаем историю про то, как один меценат влюбился в одного конкретного автора, автору повезло, и он 12 лет снимал проект, не думая о деньгах. Но рассчитывать на меценатов для режиссера то же самое, что играть в лотерею.
Объявили, что ты снимаешь фильм «Декабрь» о последних днях жизни Есенина. Давно появилась эта идея?
Я очень давно хотел сделать о нем кино. Смерть Есенина — это тайна, покрытая мраком, это тянет на убийство Кеннеди. И где фильм про это? Почему его нет? В Америке давно бы уже сделали десять. Сериал меня не устраивал, поэтому я решил сделать свой фильм. Мы начали придумывать историю вместе с отцом (Алексей Шипенко, один из сценаристов «Родины» Петра Буслова. — Прим. BURO.), писали и переписывали.
Какой версии смерти Есенина вы придерживаетесь?
Я уверен, что его грохнули. Если смотреть фотографии (посмертные), там совершенно очевидны признаки насильственной смерти, череп проломлен и т. д. Единственное, может, не надо спойлерить это.
Кто в этом фильме Есенин? Символ славянской культуры, противоборец советского режима?
В этой истории я не буду объяснять, почему он такой крутой. Презентация будет основана только на том, что это дико любимый людьми человек, который написал антисоветский текст и на которого сфабриковали 12 уголовных дел, и совершенно очевидно, что они ищут, как его грохнуть. Нельзя забывать, что советская власть тогда все-таки была неустоявшейся, был красный террор. А Есенин понимает, что круг сжимается, такой архетипический фильм-побег.
Во многом как и «Текст»?
Во многом да.