«В современном мире чувства мужчины осознанно игнорируются»: Олег Хамоков — о фильме «Узлы», Кавказе и Сокурове
8 июня в прокат выходит дебютная кинокартина кабардино-балкарского режиссера, ученика Александра Сокурова — Олега Хамокова. Драма «Узлы» рассказывает историю неравного брака 17-тилетней Дины и дальнобойщика Берда. Мы поговорили с режиссером о новом фильме, его учителе и кавказской культуре.
Олег Хамоков родился в 1987 году в селении Дейское Кабардино- Балкарской республики. В 2004 году, поступил на театральный факультет Северо-Кавказского государственного института искусств на направление «Актерское искусство». В 2008 году окончил институт с отличием и получил специальность «Актер театра и кино». Работал на телевидении в качестве режиссера и видео-оператора. В 2010 году поступил в Кабардино-Балкарский государственный университет в Творческую мастерскую Александра Сокурова. За время обучения снял пять короткометражных фильмов. «Узлы» — дебютный полный метр режиссера.
В основе идеи фильма лежит одна из легенд адыгского нартского эпоса. Я предложил сценаристке Зарине Кануковой переработать ее и рассказать на современный лад. Она написала камерный сценарий, где действие происходит в кавказском селе. Затем продюсеры предложили перенести сюжет на немецкую действительность, оставив в основе архетипический сюжет. Зарина быстро справилась и с этой работой. В тот момент была актуальна тема беженцев в Европе, их взаимоотношений с местными жителями. В новой версии сценария главным героем стал немец, а героиней — беженка из Марокко. Это было в 2020 году, и тогда пандемия и закрытые границы помешали нам осуществить планы, поэтому пришлось возвращаться к «кавказскому» варианту.
Для меня основная идея — в трагедии потери человеческих качеств и вытекающие из этого последствия. Нартский эпос, на котором основан сюжет, кроме художественной ценности еще несет и воспитательную функцию. Но это воспитание ненавязчиво и деликатно и реализовано красивым поэтическим языком. Надеюсь, мне удалось донести эту идею до зрителя.
Я изначально понимал, что аудитория разделится на три лагеря. Первые — на стороне женщины, вторые — мужчины, а третьи — пожалеют их обоих. Я на стороне третьих и старался максимально отразить это в фильме через сюжетный ряд маленьких деталей. Мне бы хотелось, чтобы зритель принял такую же позицию и увидел, что основная проблема героев — гордыня обоих. Именно она помешала им сделать свою жизнь счастливой, хотя у них, на мой взгляд, были все шансы создать крепкую семью.
На мой взгляд, в современном мире мы редко говорим о том, что значит быть мужчиной, о настоящем мужском характере. Чувства сильного пола игнорируются. Современный мир требует от мужчины не быть мужчиной. Настоящая мужская энергия — энергия свободы, но ее надо использовать разумно. У главного героя такой энергии не было в принципе. Это трагедия мужчины, который изначально таковым не был. Его обидели, а он возложил эту ответственность на общество. И в фильме я хотел показать, что случается, когда мужчина перестает быть им.
Настоящая мужская энергия ничего не разрушает, ее смысл исключительно в созидании. И женщина, на мой взгляд, в мужчине ищет именно способность к созиданию, и если она ее в нем не находит, то просто подавляет его морально или физически.
У меня много раз было, что сначала я находил типаж человека, а уже потом придумывал идею фильма. Так произошло и сейчас: я первоначально задумывал сценарий для Светланы Мамрешевой, и в конце концов он ей идеально подошел, как мне кажется. Тем более что она великолепная актриса и большой профессионал. К примеру, для немецкого варианта Света уже через неделю произносила немецкий и арабский тексты без акцента и играла роль в диалоге. Честно говоря, Роберт был последним человеком, кого я представлял в этой роли, о чем я ему сразу и сказал. Это связано как минимум с тем, что он уже 20 лет работает в совершенно другом жанре и играет у Славы Полунина в «Снежном шоу». Я смотрел других, но в Роберте я заметил некоторую парадоксальность, которая есть и в Берде. Поэтому мы и решили попробовать.
Из эпоса — разумеется. Когда мы снимали фильм в одном из сел Кабардино-Балкарии, местные жители подходили к съемочной группе и говорили, что узнали истории из жизни знакомых и близких. Это говорит о том, что такие случаи достаточно типичны.
Я так не думаю, потому что в любом фильме всегда важнее авторская позиция и посыл. Не было цели кого-то унизить или оскорбить, основной задачей было показать, что так бывает — и нередко. Я люблю своих героев и не пытаюсь кого-то научить жизни, зритель не обязан вступать со мной в диалог. Думаю, тот, кто хочет понять суть, ему это удастся.
Первое образование у меня актерское, но на первом же курсе я понял, что это не для меня. Режиссура дает больше возможностей и свободы для творчества. Так, в какой-то момент я задумался о поступлении во ВГИК. Я работал тогда на телевидении, снимал фильмы. В то время в республике была организована мастерская Сокурова. Мне позвонили и пригласили на конкурс. А дальше — 5 лет, 5 курсовых фильмов. А теперь я представляю свою первую полнометражную киноленту.
Это ремесло, которым нужно владеть на очень высоком уровне. Оно не прощает безответственности, необязательности, излишней эмоциональности. Помимо всего прочего, нужно обладать определенной творческой свободой, чтобы донести свою философию.
Съемки с ним стали для меня большим мастер-классом: увидеть на практике его драматургический подход, сравнить со своим, работать под руководством такого человека — это бесценный опыт. Я ему безмерно благодарен. Просто находиться рядом, разговаривать — это уже богатство, которое не многим доступно.
Мне и самому еще многому предстоит научиться. Для начала нужно попытаться добиться уровня мастерства, который задал мастер. Рано учить других, если ты еще сам в начале пути. Как только я приду к ощущению, что достиг определенного уровня, тогда с удовольствием буду делиться своим опытом.
Как такового кино там нет. Были попытки создать киносообщество, но результатов это не дало. Разумеется, у нас есть люди, которые могут творить и создавать, есть те, кого можно научить это делать, но это все упирается в финансовые вопросы. Будут деньги — будет индустрия. И наоборот.
Планов много. К сожалению, наверное, для меня, все мои замыслы пока основаны опять же на кавказской тематике и культуре, но каждый из них в разных жанрах. Но я готов и к другим проектам, которые мне могли бы предложить. Уверен, что справлюсь с любого рода драматургией, культурой. Думаю, человек профессиональный может справиться с любого рода задачей, а в кино я хочу попробовать все, что мне интересно.