Чем Нюра из «Трех тополей на Плющихе» похожа на Макдорманд в «Трех билбордах» и почему Нина из «Кавказской пленницы» могла бы возглавить женское движение
В конце 2017 года женщины по всему миру начали открыто высказываться о проблеме сексуальных домогательств и неподобающего отношения со стороны мужчин. Движение борьбы за женские права MeToo (дословно — «я тоже») сформировалось в США в октябре 2017 года — благодаря актрисе Алиссе Милано, которую мы помним по роли Фиби в «Зачарованных». Позже к движению присоединились тысячи женщин по всему миру, не готовые молчать. Мы подобрали героинь из советских фильмов, которые понравились бы активисткам MeToo не меньше, чем Милдред Хейс из «Трех биллбордов» и Сирша Ронан из первого фильма Греты Гервиг «Леди Берд».
В 1966 году Леонид Гайдай, сам того не зная, снял фильм про образцовую героиню движения MeToo. На роль Нины помимо Натальи Варлей претендовало еще 50 актрис — кажется, советские девушки оценили социальную важность этой героини. Юрий Никулин и Евгений Моргунов, в свою очередь, от ролей хотели отказаться — называли сценарий «натянутым». Может быть, дело в показательной беспомощности их героев? Гайдай уговорил актеров остаться в проекте, только когда согласился внести правки в сценарий.
Сюжет советской комедии звучит страшно: студентка приезжает к дяде на каникулы, начальник дяди влюбляется в нее и маниакально хочет стать ее мужем — даже если студентку придется украсть во время турпохода и спрятать на даче. К счастью, Нина оказывается решительной девушкой: она запирает дверь изнутри, объявляет голодовку, не ведется на провокации — поэтому даже доброжелательный Шурик получает подносом по голове — и спасается, спрыгнув в кузов фургона из окна.
В финале фильма Нина пугает своего обидчика совсем не комедийной фразой: «Ошибки надо не признавать, их надо смывать кровью».
18-летняя Тося ничего не боится и не стесняется: приезжает в уральский леспромхоз в летней обуви, ест огромные бутерброды с вареньем и сливочным маслом, готовит обеды на несколько бригад и отказывается танцевать с самым видным парнем Ильей в местном клубе. Илья не сдается и дарит Тосе золотые часы, но девушка от них гордо отказывается. «Так хочется быть красивой, я б тогда за всех обманутых девчат отомстила!» — приговаривает Тося.
Комедию Юрий Чулюкин снимал к Международному женскому дню 1962 года. На торжественную премьеру в Центральный дом кино одна из актрис — Инна Макарова — не пришла. Причину ее поступка активистки MeToo бы тоже оценили: Макаровой не понравилось, что в финальном монтаже фильма ее 27-летняя героиня Надя остается вместе с пожилым мужчиной, потому что «в таком возрасте за кого угодно пойдешь». По оригинальному сценарию, Надя разрывает эти отношения и радуется возможности быть одной.
«Герой фильма, парень лихой и самоуверенный, лучший сталевар завода, не привык к отказам женщин. И вдруг его домогательства получают отпор!» — так звучит официальное описание фильма 1956 года. Борьбу с харассментом в «Весне на Заречной улице» ведет молодая учительница русского языка и литературы Татьяна Сергеевна. Она держит дистанцию с лихими рабочими металлургического комбината, заставляет их начать учиться и поверить в себя. Настойчивые ухаживания сталевара Савченко Татьяна Сергеевна игнорирует — несмотря на то что он ей нравится. Только когда ударник труда осознает, что к женщине ее профессии нужно относиться с уважением, Татьяна Сергеевна позволяет ему идти с ней рядом.
Новую волну интереса к драме 1958 года и героине Татьяны Самойловой вызвал список любимых фильмов Ксавье Долана. Активисткам MeToo мы хотим напомнить, что фильм советского режиссера Михаила Калатозова получил «Золотую пальмовую ветвь», а талантом Самойловой восхищались и Пабло Пикассо, и Жан Маре, и Жан Кокто.
В фильме ее героиню Веронику все вокруг осуждают за измену жениху, ушедшему на войну. На самом деле Вероника не смогла дать отпор двоюродному брату любимого, Марку, но не стала его обвинять — разделила с ним вину и стала его женой, не видя другого выхода. Спасение от горя Вероника нашла в помощи другим — девушка устроилась санитаркой в военный госпиталь и разговаривала с военными, чтобы оказать им психологическую поддержку.
О силе духа Вероники говорит и то, как мужественно она спасает мальчика из-под колес грузовика. Когда девушка узнает, что его родители погибли, то не раздумывая решает усыновить ребенка, независимо от мнения мужа.
Ироничный фильм Георгия Данелии о московской молодежи 60-х актуален и в 2018 году — обратите внимание на женских персонажей. Пока герой Никиты Михалкова Коля работает в ночную смену, днем бездумно слоняется по городу и не хочет ничего менять, продавщица грампластинок Алена все свободное время посвящает саморазвитию и помощи другим. После рабочего дня она спешит на симфонический концерт в парке Горького, всерьез интересуется поездкой на Северный полюс и отважно ловит преступника в парке аттракционов.
Активисткам MeToo понравилась бы и Света — невеста друга Коли, призывника Саши. Света совсем не боится остаться без жениха: девушка смело отменяет свадьбу, когда узнает о сомнениях Саши.
Не зря в Сети появились шутки про Фрэнсис Макдорманд на Плющихе и три тополя на границе Эббинга, Миссури, — кажется, дело не только в схожести названий. Сила духа Милдред Хейс — героини, за которую Фрэнсис вручили «Оскар», — напоминает нам о Нюре в исполнении Татьяны Дорониной. Нюра, как и Милдред, живет в глубинке, с болью вспоминает о тех, кого нет рядом (в ее случае это родители, в случае Милдред Хейс — дочь Анжела), и ни с кем не делится своими переживаниями.
Советский фильм 1968 года активисткам MeToo понравился бы уже по вступительным титрам: «режиссер — Татьяна Лиознова, композитор — Александра Пахмутова, монтаж — Ксения Блинова». Борцы за права женщин наверняка бы оценили дистанцию, которую Нюра держит в разговоре с таксистом Сашей. Жительницы Европы и Америки могли бы восхититься мужественностью деревенской девушки, которая так и не вышла из квартиры на встречу с героем молодого Олега Ефремова — не из-за страха осуждения, а потому что у нее есть сила воли и принципы.
Другие истории
Подборка Buro 24/7