Кто же такая Грета Тунберг: интервью с режиссером Натаном Гроссманом, который снял о ней документальный фильм
На Венецианском фестивале прошел внеконкурсный показ фильма «Я Грета» шведского режиссера Натана Гроссмана — байопик знаменитой экоактивистки, которая организовала крупнейшую в истории климатическую забастовку и стала символом надвигающейся экологической катастрофы. Многих Тунберг и те изменения, которые она олицетворяет, пугают.
Корреспондент BURO. на Венецианском фестивале Инна Денисова встретилась с режиссером и поговорила о том, как ему удалось подобраться к супергероине XXI века, и даже слегка поссорилась с Гроссманом в конце интервью.
Натан, расскажите, кто вы и откуда.
Я родился в 1990 году, мне 29 лет. Учился в киношколе в Стокгольме — Stockholm Academy of Dramatic Art — на телевизионного продюсера. Тогда же заинтересовался экологической темой и охраной окружающей среды. Когда закончил институт, сразу получил работу в продюсерской компании, на которую и сейчас работаю. Делаю сериалы и документальные фильмы. Мой первый документальный сериал «Meat Your Desire» был о потреблении мяса в Швеции. Вот такой бэкграунд.
Грета Тунберг — суперзвезда, популярнее любой рок-звезды и Иисуса Христа. Как вам удалось подобраться к ней так близко?
Все просто: мы были знакомы до всего этого. Мой близкий друг Петер — друг их семьи. Он сценарист. Некоторое время назад он писал сценарий об изменении климата. Прочитав про школьницу Грету, интересующуюся климатом, в шведской газете Express, он пришел к ним домой, чтобы посоветоваться, и они стали общаться. Петер даже ходил вместе с ними на демонстрацию к Риксдагу перед выборами в августе 2018-го. Он и предложил мне сделать док про Грету. Я заинтересовался, решил попробовать пару дней поснимать. С Петером и звуковиком мы пошли к месту, где она протестовала по пятницам. Мы тогда даже не знали, как она выглядит. Нашли ее, спросили, можно ли прицепить микрофон и поснимать. Грета согласилась. К ней тут же стали подходить разные люди, она стала с ними беседовать, и меня поразило, насколько внятно и четко она говорит, как хорошо владеет фактами. Тут я понял, что двумя днями съемок не ограничимся.
Но вы тогда не осознавали, что Грета станет знаменитой?
Нет. То есть каждый раз, слыша ее голос в наушниках, я поражался тому, насколько она четкая, прямая и бескомпромиссная. Сначала я планировал сделать о ней короткометражку к шведским выборам, но, поснимав три недели, понял, что есть материал на полный метр, на который мы получили грант от Шведского общественного телевидения.
Все эти качества, которые вы перечислили, приписывают ее синдрому Аспергера.
Возможно, но я бы не хотел уменьшать масштаб ее личности до диагноза. Думаю, психоанализ действительно помог ей выплеснуть все это наружу (в фильме рассказывается, что Грета некоторое время не разговаривала, находясь в глубокой депрессии. — прим. И.Д.)
В какой же момент вы наконец поняли, что снимаете биографию звезды?
Я вообще никогда не относился к ней как к иконе. Для меня Грета и сейчас не звезда и не селебрити, она скорее… друг, знакомая. Но я действительно ступил с пониманием, какой она стала популярной. Кажется, это случилось осенью, когда к забастовкам, которые были местечковым событием, вдруг присоединились Австралия, а потом Бельгия. Тут я понял, что движение стало мировым.
Вы собирались снимать фильм про детей-экоактивистов, а в итоге в кадр попали президенты. Эмманюэль Макрон, например.
Да, эта комическая сцена — большая удача для документальных фильмов. Здорово, что с помощью дока можно увидеть, как нелепо выглядят эти официальные встречи. Когда Грета входит в эти залы в своей совсем не нарядной одежде и, как настоящий аутист, не ведет себя по-светски, а Макрон не знает, как реагировать.
А где Трамп? Она же с ним тоже встречалась?
Если бы мы начали снимать в Америке, фильм не закончился бы никогда. Она переплывает Атлантику на кораблике и высаживается — мы решили закончить на этом. Мы не знаем, что будет с движением за климат дальше.
В океане вы сами держали камеру?
Да, я снимал и записывал звук, и было ужасно страшно. Я был гораздо больше перепуган, чем Грета. Она вообще не особенно боялась.
Кстати, где Грета? Почему она не приехала на фестиваль и что думает о фильме?
Она в школе. Поймите, она никогда не хотела быть селебом. Она делает это потому, что хочет рассказать миру об изменении климата. Что нам осталось мало времени и нужно смотреть цифры. Возможно, Грета думает, что фильм поможет людям немного ее узнать.
Тот факт, что вы как бы нечаянно появились с самого начала, дает поводы для конспирологии. «Грету» считают проектом, может, и вы часть команды?
Можно так подумать, но нет никакого проекта и никакой команды. Грета сама до сих пор удивляется, что все так вышло. Этот фильм — личный портрет, не агитка. Это попытка дать людям понять, кто она на самом деле.
Кто она на самом деле? Мне не хватило личных деталей. Вы боялись подходить ближе? Процесс съемок контролировал ее отец?
Я старался быть настолько этичным, насколько это возможно. Это касается не только Греты — по-моему, так нужно вести себя со всеми героями. Я не думаю, что он контролирует, — считаю, она контролирует себя сама.
Мы видим сцену, где она не хочет есть, а отец заставляет.
Вы ни разу не упомянули, что он бывший актер с не очень удачной судьбой — это же страшно интересно. Он точно не реализуется за ее счет?
Ничего подобного, вы додумываете! Поймите наконец, что здесь все совершенно наоборот: Грета тот человек, который влияет на свою семью. Их стиль жизни изменился из-за нее.
То есть до нее им было вообще плевать на климат?
Не знаю. Но то, какими они стали сейчас — не едят мясо, не летают самолетами, — заслуга Греты.
Почему в фильме не видно мамы?
Она работала в Стокгольме (ее мать Малена Эрнман — шведская оперная певица, участник «Евровидения». — Прим. BURO.), а мы снимали роуд-муви, куда поехал папа.
А друзья у Греты есть? В вашем фильме она кажется очень одиноким человеком.
Не знаю. Сейчас она пошла в школу и рассказывала мне по телефону, что ей нравится. У нас был фокус — ее протесты. Но на протестах она окружена детьми — наверняка кто-то из них ее друг.
Вы считаете, Грета — счастливый человек? Я вижу нервную перфекционистку.
Она трехмерна. Вы опять хотите сделать ее однозначной. Вы все время что-то приписываете. В фильме она смеется…
Тоже, уж извините, странновато…
Вам хочется видеть одну сторону — что ж, смотрите туда.
Я просто хотела бы увидеть человека, а не его парадный портрет. У меня последний вопрос. Ее мама — знаменитая певица. Почему нет ни слова о том, что она из актерской семьи?
Я уже все сказал вам на эту тему.
«Я Грета»
На Hulu с 13 ноября.
Компания Beat Films покажет фильм в России в ноябре 2020 года
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7