Вкратце о самых интересных особенностях нынешнего смотра
Сегодня, 8 мая, в Каннах стартует главнейший кинофестиваль в мире. Нынешний смотр, 71-й по счету, пройдет с несколькими беспрецедентными особенностями. Buro 24/7 рассказывает все самое главное о Каннском кинофестивале этого года.
Одно из самых обсуждаемых новшеств каннского регламента — запрет селфи на красной ковровой дорожке. Директор фестиваля Тьерри Фремо ввел это правило, чтобы зрители быстрее проходили на показы и не создавали заторы на подходе к кинотеатру. Правда, это может и не сработать: лучше бы в Каннах как-то усовершенствовали проходную систему в зал, чтобы это происходило быстрее, а селфи — как в песне поется, «боже, какой пустяк».
До этого года кинокритики ходили на специальные утренние сеансы и смотрели каннские фильмы до их вечерних премьер. Раньше такой порядок никому не мешал, потому что отзывы прессы все равно не успевали выйти до премьерного показа, но технологический прогресс изменил все. С появлением соцсетей журналисты стали постить свои впечатления о фильмах прямо во время просмотра, чем порой выводили из себя тонко организованных творческих личностей. В конце концов, все режиссеры нервничают перед премьерами своих фильмов, но где найти силы выйти на красную дорожку, если утром твою картину уже разнесли в пух и прах? Тьерри Фремо решил навести порядок и тут: просто отменил пресс-показы, и теперь кинокритики будут смотреть кино в Каннах одновременно со всеми, но в отдельном зале.
Мы уже писали о том, как Каннский кинофестиваль выпестовал Ларса фон Триера. Возвращение датчанина в Канны после отлучения из-за неудачной шутке о нацизме — большое событие, пусть это и случится вне конкурсных программ. Конечно же, теперь все с особым нетерпением ждут первых отзывов на его фильм «Дом, который построил Джек» о маньяке, относящемся к своему делу как к искусству.
Терри Гиллиам — один из самых оригинальных режиссеров в истории кино, снявший «Воображариум доктора Парнаса», «Страх и ненависть в Лас-Вегасе» и «Бразилию». Выходец из легендарной комик-группы «Монти Пайтон» может представить в Каннах свой многострадальный фильм «Человек, который убил Дон Кихота». Гиллиам задумал эту картину еще в 1990-х, и первая попытка съемок прошла в 2000-м, но из-за навалившихся на съемочную группу несчастий был закрыт. Режиссер еще пару раз после этого говорил о возобновлении проекта, но, кажется, никто уже не был уверен, что «Человек, который убил Дон Кихота» и правда будет снят.
Теперь же, когда фильм вроде бы готов, появилась новая проблема: продюсерам не понравился результат, они требуют переделать картину и судятся с Гиллиамом, отправившим свою работу в Канны. Сейчас каннская премьера ленты под угрозой — ее покажут, только если 9 мая суд разрешит это сделать. Для Канн это беспрецедентный случай.
Вот и стоящий повод для национальной гордости: в этом году в Каннах будет много русских. Постоянный участник фестиваля Андрей Звягинцев вошел в жюри основного конкурса смотра, а другой наш режиссер — Кантемир Балагов — стал участником жюри второй по важности программы «Особый взгляд».
В программе тоже есть наши: «Лето» Кирилла Серебренникова участвует в основном конкурсе, и там же с ним соревнуется «Айка» Сергея Дворцевого — российского и казахского режиссера, уже десять лет назад победившего в Каннах в «Особом взгляде» за фильм «Тюльпан». Кроме того, в студенческой программе «Синефондасьон» покажут короткометражный дебют студента Московской школы нового кино Игоря Поплаухина, а в «Неделе критики» — короткометражку «Я нормальный» Михаила Бородина.
Режиссеры всегда лично приезжали представлять в Каннах свои фильмы, но не в этом году. На фестиваль не сможет приехать Кирилл Серебренников, он по-прежнему находится под домашним арестом. По схожим причинам не приедет на фестиваль и иранский режиссер и бывший политзаключенный Джафар Панахи: его недавно выпустили из-под домашнего ареста, но все равно не разрешают выезжать из страны. Фильмы ему тоже запрещенно снимать уже лет двадцать, но он все равно это делает. Его картина «Три лица» также участвует в основной программе.
Третьим режиссером, который не поедет в Канны со своим фильмом, стал сам Жан-Люк Годар. Ворчливый и своенравный кинематографист-ветеран участвует в основном конкурсе с лентой «Образ и речь», но каннский смотр презирает и приезжать не желает.
08.05.18, 14:06
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7