Лучшие фильмы Берлинского кинофестиваля — выбор BURO.
На выходных закончился 71-й Берлинский кинофестиваль, который в этом году из-за коронавируса проходит в два этапа. В начале марта была «индустриальная часть» — журналистам и профессионалам кино в онлайне показывали фильмы, которые обычные зрители смогут посмотреть летом. Список победителей фестиваля можно найти здесь, а мы рассказываем о наиболее интересных картинах, которые показали на Берлинале, — их выхода в прокат определенно стоит дождаться.
(BABARDEALA CU BUCLUC SAU PORNO BALAMUC)
ОСНОВНОЙ КОНКУРС
Румынская новая волна продолжает захлестывать фестивали: «Золотого медведя» на этом году получил фильм румына Раду Жуде с провокационным названием «Неудачный секс, или Безумная порнушка». Название не обманывает: начинается все с заявленного порноролика. Как выясняется позже, его сняли для собственных нужд школьная учительница (Катя Паскарю) и ее муж. Затем видео случайно оказалось в интернете, стало популярным, в женщине опознали учительницу истории (важная для Жуде деталь) и вызвали то ли на родительское собрание, то ли на педсовет, на котором решается ее будущее.
Это кино ироничное, ерническое, моментами очень смешное, моментами пугающее, а чаще — и то, и другое разом. Жуде начинает с рассуждения на актуальные темы личных границ и допустимого поведения в интернете, но быстро переходит к разговору о прошлом Румынии, которое просвечивает в ее настоящем. Как и в других фильмах румынской новой волны, для российского зрителя в этом кино много родного. В Румынии с ее коммунистическим наследием на застольях и родительских собраниях звучат те же разговоры, что и в России. Про то, что при Советах такого не было (только вместо Сталина там Чаушеску), во всем виноваты евреи, а на Западе хорошо, но либеральный диктат. Улицы Бухареста с афишами на заборах, припаркованными на тротуарах машинами и поросшими лесом домами, похожи на улицы лужковской Москвы, и есть сцены, в которых можно буквально прослезиться.
Некоторые критики писали про «Порнушку», что автор заигрался — с упоением рассказывает два часа сальный анекдот, не замечая, что зрителям давно не смешно. Другие не жаловались — им и правда было смешно. Есть доля иронии в том, что Жуде снял этот ужасно неполиткорректный, способный обидеть все стороны дискуссии фильм и получил за него главный приз фестиваля в стране, где на политкорректности пунктик. В любом случае это один из самых запоминающихся фильмов Берлинале, а кроме того, в отличие от других картин, безусловно, зрительское кино (для тех, кому есть 18).
ПРАВА НА ФИЛЬМ КУПИЛА КИНОПРОКАТНАЯ КОМПАНИЯ CAPELLA,
ДАТА ВЫХОДА ПОКА НЕ СООБЩАЕТСЯ
ПРАВА НА ФИЛЬМ КУПИЛА КИНОПРОКАТНАЯ КОМПАНИЯ CAPELLA,
ДАТА ВЫХОДА ПОКА НЕ СООБЩАЕТСЯ
(GUZEN TO SOZO)
ОСНОВНОЙ КОНКУРС
Еще один победитель этого Берлинале — фильм японца Рюсукэ Хамагути получил Гран-при жюри. В отличие от «Порнушки», это кино вне политики и без привязки к актуальной повестке, и, возможно, поэтому в политизированном Берлине ему дали не главный, а второй по значимости приз. Как и в прошлых своих фильмах «Счастливый час» и «Асако 1 и 2», Хамагути здесь еще и автор сценария. В «Колесе фортуны и фантазии» он рассказывает три истории про привязанности и память. В первой девушка выясняет отношения с бывшим парнем, во второй другая девушка приходит поговорить с университетским профессором, в третьей женщина узнает в случайной прохожей школьную подругу, в которую когда-то была влюблена. Во всех трех сюжетах ожидания и даже намерения героев не находят воплощения, но в то же время они получают то, чего хотели, возможность разобраться в своих чувствах и проговорить — или, как сказали бы на психотерапии, «проработать» — старые травмы. Это разговорное кино, в котором не повышают голос даже в моменты катарсиса, скорее заставит зрителей не плакать, а улыбаться. И это безусловный фаворит Берлинале, который понравился и жюри, и критикам.
НЕИЗВЕСТНО, ВЫЙДЕТ ЛИ ФИЛЬМ В РОССИИ
НЕИЗВЕСТНО, ВЫЙДЕТ ЛИ ФИЛЬМ
В РОССИИ
(PETITE MAMAN)
ОСНОВНОЙ КОНКУРС
В отличие от «Колеса фортуны и фантазии», новый фильм одной из главных фем-режиссерок — француженки Селин Сьяммы — критики приняли очень по-разному. «Маленькая мама» — путешествие в прошлое (которое, как известно, определяет будущее), показанное без привычных элементов фантастики. Девочка Нелли вместе с мамой и папой приезжает в дом недавно умершей бабушки. Мама вдруг исчезает, и, пока папа занят хозяйством, Нелли идет в лес, где встречает девочку своих лет — как она вскоре догадывается, свою маму.
Сьямма снова снимает кино про женщин, но на этот раз, вопреки ожиданиям, в фильме нет лесбийской линии, как в ее предыдущей работе «Портрет девушки в огне», получившей «Квир-Пальмовую ветвь» в Каннах. Сьямму интересуют отношения между матерями и дочерьми, и она сняла нежный маленький фильм про преемственность, взаимоподдержку и сестринство — про то, что все женщины подруги, даже если это мама и дочь.
НЕИЗВЕСТНО, ВЫЙДЕТ ЛИ ФИЛЬМ В РОССИИ
НЕИЗВЕСТНО, ВЫЙДЕТ ЛИ ФИЛЬМ
В РОССИИ
(A COP MOVIE)
ОСНОВНОЙ КОНКУРС
Мексиканец Алонсо Руис Палашиос (режиссер «Музея» с Гаэлем Гарсиа Берналем и нетфликсовского сериала «Нарко: Мексика») привез на этот фестиваль фильм про копов. Но это не боевик, где полицейские героически задерживают грабителей или расследуют опасные преступления, — это кино о самих копах. Главных героев двое — Тереза (Моника дель Кармен) и Монтойя (Рауль Брионес); во время дежурств и задержаний они прямо в камеру рассказывают зрителям свои истории, начиная с того момента, как пришли в полицию, и до того, как их прозвали «любовным патрулем». Потом окажется, что текст, который произносят актеры, — вербатим, экранные Тереза и Монтойя распадаются на артистов, играющих роли, и прототипов персонажей. Фестивальное жюри вручило фильму «приз за выдающиеся художественные достижения» и с этим решением сложно поспорить. «Полицейский фильм» — это кино, которое несколько раз переходит грань между реальностью и вымыслом, правда очень любопытно снято.
ФИЛЬМ ПОКАЖУТ НА NETFLIX
ФИЛЬМ ПОКАЖУТ НА NETFLIX
(VỊ)
ПРОГРАММА «СТОЛКНОВЕНИЯ»
Еще один фестивальный хит — фильм вьетнамца Ле Бао, который получил специальный приз жюри в программе «Столкновения». В ханойских трущобах, аскетичных до той степени, что они похожи на тюрьму или декорации антиутопии, один темнокожий мужчина (нигерийский актер Олегуленко Изекиль Гбенга) и несколько вьетнамских женщин постарше моют полы, перебирают зелень, режут рыбу, готовят, едят и периодически занимаются сексом. Фильм — череда статично снятых сцен, в которых практически не говорят; только раз пять герои позволяют себе небольшие монологи. Из них неторопливо собирается сюжет: темнокожий мужчина — футболист, приехавший во Вьетнам на заработки, но его выгнали из команды; у женщин свои драмы. Это медитативное кино, похожее на арт, оно не стесняется обнаженного человеческого тела немодельного вида и разнообразных физиологических отправлений. И в том, с каким спокойным вниманием, как обстоятельно и неторопливо оно показывает жизнь своих героев, бедняков и отщепенцев, чувствуется большое достоинство.
НЕИЗВЕСТНО, ВЫЙДЕТ ЛИ ФИЛЬМ В РОССИИ
НЕИЗВЕСТНО, ВЫЙДЕТ ЛИ ФИЛЬМ
В РОССИИ
ПРОГРАММА «СТОЛКНОВЕНИЯ»
Удостоенная специального упоминания жюри работа американского художника Ферна Силвы (с другими его произведениями можно ознакомиться здесь). Он снял кино про космос и образование планет. Течет лава (ее перетекания формируют лейтмотив фильма), волны набегают на берег, один преподаватель читает лекцию про небесные тела, другой — про песню Simon & Garfunkel (и там, и там есть слово «rock», «скала»), парни с вейпами пускают кольца дыма. Это, конечно, больше видеоарт, который органично смотрелся бы в каком-нибудь MoMA, чем собственно кино, но, во-первых, очень классно сделанный фильм, а во-вторых, он оставляет после себя чувство глубокого удовлетворения.
НЕИЗВЕСТНО, ВЫЙДЕТ ЛИ ФИЛЬМ В РОССИИ
НЕИЗВЕСТНО, ВЫЙДЕТ ЛИ ФИЛЬМ
В РОССИИ
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7