Адекватность, простецкие Патрики и главный феминист: Александр Цыпкин, Ингеборга Дапкунайте и Максим Виторган обсуждают «Беспринципных»
Двадцать лет русские писатели и кинематографисты пытались нащупать язык, подходящий для историй, которые «Секс в большом городе» рассказывал про Нью-Йорк. Чтобы было легко, иронично, завязано на отношениях и демонстрировало бы похорошевшую и обуржуазившуюся Москву — кажется, именно с такой мотивацией Александр Цыпкин бросился писать свои «Беспринцыпные рассказы», а Роман Прыгунов снимать по их мотивам сериал «Беспринципные».
Сделанный как сборник анекдотов о похождениях жителей Патриарших, он, как утверждают его создатели, пользуется популярностью у зрителей. Очевидно и то, что кто-то узнает в цыпкинских коллизиях себя, и то, что многие смотрят его с таким же интересом, с которым просматривают раздел светской хроники — держась за вилы. BURO. пообщалось с автором сериала, а также с Ингеборгой Дапкунайте и Максимом Виторганом, сыгравшими в нем не очень счастливую пару, — о противопоставлении Патриков всему остальному миру, невозможности расстаться в жизни и в фильме и его терапевтическом воздействии на людей.
Времени у нас, как я понимаю, немного?
Цыпкин:
Это у Максима времени немного. Я-то дома сижу на карантине.
Виторган:
Ты же писатель — писатель живет в веках. А я артист — у артиста век краток.
Цыпкин:
Да, и в том, что век артиста зависит от писателя, в смысле от автора, тебе не повезло (смеется)...
Александр Цыпкин
Ингеборга Дапкунайте
А вот как раз с писателя и начнем. Александр, когда съемки «Беспринципных» только стартовали, вы сказали, что у вас есть только один вопрос: чем мои рассказы достойны такого счастья? Вы нашли ответ на него?
Цыпкин:
Конечно, это было шутливое замечание, но я и правда рад, что моими рассказами заинтересовались такие продюсеры, режиссер и артисты. Получилось все очень бодро. А чем заслужили? Заслужили, скорее всего, тем, что они поднимают настроение. И они настолько хороши, что их даже невозможно запороть вот такой посредственной игрой…
Виторган:
Ты не боишься, что Паша Деревянко обидится на тебя?
Цыпкин:
Неплохо выкрутился. Да, друзей-то у меня немного осталось…Интересно, поставят ли редакторы везде значок «шутка», а то народ «за ковид» совсем юмор растерял. Но, если серьезно, я посмотрел рейтинги, и когда ты видишь, что сериал по твоим рассказам в одном списке с «Доводом» и «Джентльменами», то, разумеется, начинаешь радоваться. Мне кажется, самое главное — мы обеспечили людям хорошее настроение.
Дапкунайте:
А ты хочешь, чтобы люди в теперешние времена смотрели еще какую-то грозную вещь?
Цыпкин:
У нас сериал психотерапевтический, без претензий, без попытки что-то проанализировать. Сейчас что только не придумывают по его поводу, ищут прототипы в тусовке — целую статью прочитал по этому поводу, хотя это ерунда — никаких прототипов нет. Потом начинают искать архетипы. А все это придумано, все гротескно и фантастично — это просто хорошо проведенное время после работы для зрителя. Максим может думать иначе, у него философский подход к решению роли...
Виторган:
На самом деле я тоже не знаю, чем эти рассказы такое заслужили. Но, если их терапевтическое воздействие на некий сегмент общества имеет место, неудивительно, почему люди тянут свои руки к Александру и просят еще и еще. Лично я ценю в Саше несколько вещей (сейчас перейдем на личности). Во-первых, это умение спокойно, с открытым забралом и чистым сердцем радоваться даже самым небольшим вещам, простым. А во-вторых, его адекватность. Даже в этой беседе мы видим, что имеем дело с человеком адекватным. Вот Александр Адекватность Цыпкин.
Но для вас как актеров участие в «Беспринципных» — это доверие к прозе Цыпкина или там было что-то интересное с актерской точки зрения?
Виторган:
В первую очередь это некоторые долги, которые я накопил перед Александром и должен был вернуть своим участием в сериале.
Цыпкин:
Это у нас общее, потому что давно Макс просил взять его в какой-нибудь приличный фильм, и вот когда встал вопрос кастинга «Беспринципных», на роль Константина был назначен другой актер, но я сказал: «Ребят, я не могу, я просто Максу обещал…» Последний шанс, и я как друг не могу ему отказать.
Виторган:
Ну да, а поскольку Александр — человек очень влиятельный, ему не могли отказать. Взяли на мою роль меня, и даже сняли его самого.
Дапкунайте:
В моем случае нельзя отделить сценарий от актерского интереса. То, что это Сашино произведение, имело большое значение. Но надо сказать, что я играю не очень симпатичную женщину, ее прозвище — Ким Чен Ира.
Цыпкин:
Но в финале у тебя какой будет замечательный поворот!
Дапкунайте:
Не рассказывай. Может быть, люди не хотят знать сюжет. Но должна сказать, что «Беспринципные» — это, наверное, самый быстрый кинопродукт, в котором я участвовала: они начали монтировать его, пока снимали. С Сашей мне повезло: у меня была возможность читать многие его рассказы, и было странное чувство, будто все эти люди чуть-чуть знакомые и вместе с тем оказались совершенно другими.
Чем ваша Ким Чен Ира неприятна?
Дапкунайте:
Это для Максима она иногда бывала неприятной, а я ее обожаю.
Цыпкин:
Вот это правильно. Человек очень четко определяет свою позицию в пространстве, отстаивает свои права. Вообще, эта пара ровно про то, что люди себя ведут в жизни так, как им разрешают другие себя вести и насколько они сами себе разрешают.
В сериале есть фраза — «До равнодушия доводить семейную жизнь нельзя». Можно ли сказать, что поведение Иры, ее диктатура — это способ показать неравнодушие?
Дапкунайте:
Думаю, при любом раскладе Ира любит Костю — персонажа Максима. И это не просто привычка. Но так сложились их отношения: она его гнобит, а ему это нравится. Он думает, что он от этого страдает, но вообще ему это нравится. Ему даже нравится жаловаться на это. Но, может, Максим на это смотрит по-другому.
Цыпкин:
Герой Макса — человек, который при том, что сам обеспечивает полностью семью и является лидером в бизнесе, дома является подчиненным в некоторой степени существом…
Но если жизнь такая грустная, если жена такая жестокая, почему не развестись?
Цыпкин:
Огромное количество людей живут в ситуации, когда они хотели бы развестись, но не разводятся. Ровно столько же хотели бы сойтись, но не сходятся. Люди живут в страхе и нерешительности. Ну а потом, повторюсь, не надо уж так серьезно воспринимать сериал. Вы смотрите его как «Содержанок», которые действительно показывают типажи. А наши персонажи — это гротеск, таких людей все-таки не существует. Существуют ситуации. Это то же самое, что оценивать «Бриллиантовую руку» как расследование о контрабанде.
Виторган:
Некоторым людям кажется, что они знают, как правильно. Некоторым людям кажется, что они знают, как хотят. Человек живет в окружении огромного количества иллюзий по поводу себя и уж тем более по поводу других. Если вас интересует, почему не развестись, то сядьте и подумайте — может, не так все просто. Могу сказать, одно из самых ярких впечатлений в работе — мне невероятно повезло с партнершей. Я знаком с Ингеборгой невероятное количество лет, но работали мы впервые. И за это спасибо Саше.
Дапкунайте:
Я тоже была счастлива работать с Максимом. Кстати, он снял репетицию, где я на него кричу: «Ты кретин, такой-сякой!» Но вместо слов, так как это была техническая репетиция, я говорила «Бе-бе-бе-бе-бе», потом поворачивалась и говорила еще «Бе-бе-бе». И вот Максим это снял, а я решила завести тикток и выложить этот кусок и чего не ожидала, так того, что он соберет миллион просмотров. Хотя оказалось, для тиктока это мелочь.
Я почитала отзывы на сериал не только московской публики и обнаружила общий вопрос: почему людям за МКАД должны быть понятны проблемы состоятельных людей, которые свои Патрики называют отдельным миром?
Цыпкин:
А не факт, что должно быть понятно. Вот вы смотрите «Секс в большом городе» — вам могут быть непонятны проблемы четырех нью-йоркских женщин, но вы же все равно смотрите. Нас, кстати, назвали «Сексом в большом городе» для мужчин и по-русски. Однако на самом деле все те же самые коллизии с Патриков могут произойти и на Камчатке, и в Тамбовской области. Людям свойственно пытаться обманывать других, особенно если речь идет о семейных отношениях.
А конкретно с этим сериалом главная ошибка считать, что он про богатых. Да богатые люди на Патриках давно не живут — они на Рублевке все. А Патрики — обычный район, который мы в сериале назвали особенным. Здесь максимальная демонстрация богатства — продемонстрировать свой «мерседес».
Виторган:
Почему мы как-то отделяем людей за МКАД, как будто они жили семь веков назад, будто там какие-то другие люди? Одни и те же люди совершенно! И эти же люди смотрят сериал не только потому, что им интересна другая жизнь, — они смотрят, потому что они выстраивают отношения с героями. Кто-то смотрит на этих людей и думает: «Господи, какие уроды!» И, вполне вероятно, справедливо думает. «Какие уроды», — думает он и начинает чувствовать себя лучше.
Цыпкин:
А кто-то, наоборот, смотрит и думает: «А, вот это мои друзья! Вот они такие же!» Один тоже бутылку коньяка передарил. Другого донимают — у всех есть любовницы, а он такой честный; что-то нехорошо, что он самый честный из всех. Все эти ситуации могли произойти с любым человеком в любой точке страны. Более того, половина историй написана в Питере. Герои не бизнесмены какие-то, и количество денег не определяет их возможности. Любовница может быть у бухгалтера, а такая пара, как Максим и Ингеборга, может существовать при зарплате в 20 тысяч. Это вообще к деньгам не имеет отношения, а картинка в сериале красивая, смотреть приятно.
Феминистки тоже недовольны. Вы показываете женщин как вещи, и цитаты эти ваши провокационные: «Женщины верят только в то, во что хотят верить», «Жене изменять можно, а себе нельзя». Антиповестка получается!
Цыпкин:
Мне, как человеку абсолютно беспринципному, с отсутствующими ценностями и морально-нравственными нормами, после того как меня за фильмы «Темная как ночь. Каренина 2019», «Прощай, любимый» и «Эвтаназия» целый год называли главным российскими феминистом, легко было переобуться в сексиста. Терять-то нечего. Так что, если феминистки недовольны, велкам пересмотреть мою «Каренину».
Дапкунайте:
Если почитать рассказы Саши, то у него есть самые разносторонние высказывания и отношения. В одном он может встать на сторону женщины, в другом на сторону мужчины. Но не хотела бы идти в сторону морализаторства и выяснять, кто феминист, а кто не феминист. Мне, как человеку абсолютно беспринципному, которого называли главным феминистом, легко было переобуться в сексиста.
Славик — персонаж Павла Деревянко — в сериале предрекает, что Александру спасибо скажут после сериала. Начали уже говорить?
Цыпкин:
Да мне все пишут «спасибо за веселое времяпрепровождение». Конечно, смеются над тем, что я всех подставил с рыбалкой, потому что оказалось, мужчины ездят будто на рыбалку, а на самом деле покупают улов в магазине. И писал один человек: «Спасибо, чуть не прокололся с морской рыбой». Другой товарищ провел ревизию подаренных бутылок и нашел отпитую в коробке. Но в целом пишут благодарности за то, что весело проводят время. В сегодняшней ситуации, когда мы каждый день находимся в диком стрессе, просто посидеть час, посмеяться, отвлечься — уже большое дело. Достаточно этой благодарности.