«Дождливый день в Нью-Йорке»: что происходит с новым фильмом Вуди Аллена
Нью-Йорк, наши дни. В город на выходные приезжает пара студентов — Гэтсби Уэллс (Тимоти Шаламе) и Эшли Энрайт (Эль Фаннинг). Она хочет взять интервью у знаменитого режиссера Ролана Полларда (Лив Шрайбер), он — приятно провести время с возлюбленной. Часовая беседа для студенческой газеты растягивается на день, а романтический уикенд с походом в галерею и посиделками за глинтвейном превращается в большую — и поначалу непредсказуемую — авантюру. Так начинается «Дождливый день в Нью-Йорке» — 49-й фильм Вуди Аллена с непростой судьбой.
Над «Дождливым днем» Аллен начал работать в 2017-м — кадры со съемочной площадки обсуждали еще два года назад. Через полтора месяца его приемный сын Ронан Фэрроу опубликовал в The New York Times расследование, уничтожившее репутацию чуть ли не главного кинопродюсера Голливуда Харви Вайнштейна. На сегодняшний момент о домогательствах Вайнштейна рассказали 80 кинематографисток, а одна из них — актриса Алисса Милано — запустила движение #MeToo: под этим хештегом женщины по всему миру делились своими историями о пережитом сексуальном насилии.
Бумеранг, запущенный Фэрроу, долетел до Вуди Аллена в декабре, когда его приемная дочь Дилан опубликовала открытое письмо в газете The Los Angeles Times. В нем она напомнила, что Вуди руками адвокатов пытался замять историю 1992 года всякий раз, когда она всплывала в прессе. Это письмо Дилан стало уже вторым (первое вышло раньше — в 2014 году), но именно оно и сделало Аллена нерукопожатным в голливудской тусовке. Тогда в кинотеатрах крутили предыдущий его фильм «Колесо чудес», где главную роль сыграла Кейт Уинслет. В декабре актриса расхваливала режиссера и радовалась совместной работе, но уже через месяц раскаивалась. «Я поняла, что не смогу стоять здесь и хранить в себе горькие сожаления о работе с теми людьми, с которыми на самом деле бы не хотела работать», — сказала она.
Ее примеру последовали и актеры «Дождливого дня в Нью-Йорке». Тимоти Шаламе весь гонорар перечислил трем благотворительным организациям, две из которых помогают жертвам сексуального насилия. То же самое сделала и Селена Гомез: певица и актриса отдала всю сумму Time’s Up, добавив миллион долларов сверху. Издательства отказываются публиковать мемуары Аллена, а Amazon — выпускать четыре его картины, включая и «Дождливый день в Нью-Йорке». Фильм не прокатывают в Америке, что, впрочем, не помешало ему открыть программу сентябрьского кинофестиваля в Довилле. Чуть позже стало известно, что фильм будут показывать в большинстве европейских стран — Германии, Испании, Польше, Италии и многих других. «Конечно, мы обо всем знали, — объясняет в интервью Vulture итальянский прокатчик картины. — Это большая проблема, но насколько нам известно, расследование ни к чему не привело, Аллена не привлекали ни к какой ответственности. Конечно, мы волновались из-за этого дела, но все равно решили прокатывать картину, как и планировали».
Маховик дела Вайнштейна коснулся и других кинематографистов: Кевина Спейси обвинили в совращении подростка, а Джеймса Франко — в «сексуальной эксплуатации». В марте этого года вышел «Покидая Неверленд», спровоцировав новую волну обвинений в педофилии уже покойного Майкла Джексона. Все эти люди обладали не только реальной властью, которой, возможно, могли пользоваться в собственных целях, но и творческим капиталом. Каждый из этих «гейтов» ставит один и тот же вопрос: как отделить человека, обвиненного или уличенного в преступлении, от его творчества? И надо ли это делать? Универсального рецепта нет: каждый сам для себя решает, слушать ли песни Майкла Джексона и смотреть ли фильмы Вуди Аллена. Аргументы тут могут быть любыми: например, в защиту искусства осужденных (или только обвиненных — как и в случае с Алленом) можно выдвинуть тезис Ролана Барта о том, что творчество и личность его создателя не синонимы.
Если бы не обвинения против режиссера, то «Дождливый день в Нью-Йорке», возможно, принимали бы в Америке гораздо теплее — четыре рецензии на Metacritic нельзя назвать комплиментарными. В фильме есть все то, за что его любят. Аллен рисует Нью-Йорк так, что город в 2019 году кажется призраком 1970-х и 1980-х. Дождь в этом случае — не столько декорация-сепия, сколько еще один герой фильма, диктующий всем остальным свои условия. Романтическая линия, которая в начале фильма кажется горизонтальной, на самом деле подобна зигзагу. Главный герой в исполнении Шаламе — отражение самого Аллена в молодости, вальяжный денди без планов на будущее, но с красивым мундштуком и крупной суммой денег в кармане. Старомодный, но милый юмор. Уколы американского истеблишмента с их высокомерием и чванливостью. Этот список поклонники творчества Вуди Аллена могут продолжить сами — и будут правы в каждом пункте. Все киношные тропы режиссера хорошо известны, сворачивать с них он не намерен.
Смотрите «Дождливый день в Нью-Йорке»
в прокате с 10 октября
Купить билеты