Чем живет фестиваль «КАРО.Арт» — площадка для свободного авторского кино в новой реальности
Фестиваль авторского зарубежного и российского кино «КАРО.Арт» появился на базе одноименного проекта два года назад. В этом сезоне команда расширяет географию: после Москвы (10 – 15 октября) кинопоказы стартуют в Санкт-Петербурге, Краснодаре и Новосибирске (с 14 по 22 октября). Поговорили с создателями о том, как возникла идея фестиваля, что ждать от «КАРО.Арт 2023» и почему нам всем необходимо хорошее авторское кино. Услышанное записали и разделили на три главы.
Глава 1. «Фильмы, которые обращаются к нашей памяти, отражают действительность и формируют судьбу»
директор проекта «КАРО.Арт»
С желания сделать проект, который работает с авторским кинематографом. Постоянно, планомерно, и не только внутри сети «КАРО», но и в целом, задавать тон, направление в индустрии.
куратор «КАРО.Арт»
Да кто же сейчас вспомнит… (смеется). На самом деле, в том далеком 2017 году для меня одним из первых и самых важных проектов был цикл дебютных фильмов, с которым мы делали маленький эксклюзивный прокат — это и Кира Коваленко (которая потом сняла каннские «Разжимая кулаки»), и Клим Козинский (ставший теперь очень успешным режиссером сериалов для платформ), и Дмитрий Давыдов (которого мы стали показывать задолго до его триумфа с «Пугалом» на «Кинотавре») и т.д.; помню свою первую большую премьеру — «Витьки Чеснока» Саши Ханта… Помню и первый ретроспективный прокат классики — это был «Мертвец» Джима Джармуша. В целом, с тех пор ничего не изменилось. Русло реки было сразу выбрано.
куратор «КАРО.Арт»
Меняется время, меняется мир, и меняется, конечно, зритель. Поэтому мы ищем новые формы коммуникации с аудиторией, новые форматы работы с партнерами. Стараемся смотреть на кино шире, под разными углами и приглашать для работы самых разных экспертов. В частности, на фестивале этого года музыкант Николай Комягин показывает в большом премьерном зале «Октября» видеоклипы команды Shortparis и обсуждает их с куратором современного искусства Алексеем Масляевым. Директор Пушкинского музея Елизавета Лихачева презентует фильм «Мельников» и знакомит нас с творчеством архитектора и художника Константина Мельникова. Композитор Владимир Мартынов рассказывает о создании оперы «Упражнения и танцы Гвидо», а театральный режиссер и педагог Юрий Муравицкий проводит два авторских практических мастер-класса.
куратор «КАРО.Арт»
За годы «КАРО.Арт», и в особенности площадка киноцентра «Октябрь» и наш Большой премьерный зал, стали своего рода центром фестивальной жизни Москвы. Постепенно у нас стали проходить — ну, кажется, действительно и без каких-то оговорок — лучшие и главные фестивали города: «Амфест», Beat Film Festival, «Бритфест», БФМ, «Докер», итальянские фестивали, показы с синематекой «Искусство кино», ретроспективы от «Иноекино» и так далее и так далее. Апофеозом был, наверное, приезд Квентина Тарантино…
Потом был мощный удар по фестивальному движению (да и в целом по всей отрасли) ковидом, следом еще круче — событиями февраля 2022 года. В этой новой реальности и фестивалей стало меньше, и хороших фильмов тоже. В этой-то точке мы решили взять дело в свои руки и сделать собственный фестиваль, что очень логично. Хотя первый «КАРО.Арт» прошел в первую неделю частичной мобилизации, и тогда нам все казалось не таким уж и очевидным… Сейчас тоже нелегко, но, по-моему, все говорит о том, что мы на правильном пути.
куратор «КАРО.Арт»
Изначально отталкивались от концепции «кино прошлого, настоящего и будущего» и придерживаемся ее сегодня. Мы хотели наполнять программу фильмами, которые обращаются к нашей памяти, отражают действительность и формируют (если не предсказывают) нашу судьбу.
куратор «КАРО.Арт»
Фестиваль просто продолжил генеральные линии всех направлений, что мы делали все эти годы, что ли, — суммировал их. Что мы показывали все это время? Фестивальные арт-новинки, классику и ретроспективы, молодое российское кино — с упором на дебюты, на программы короткометражного кино, делали премьеры главных отечественных режиссеров. Если сейчас посмотреть даже беглым взглядом на программы фестивалей — вы увидите именно эти направления. Так ведь?
Глава 2. «У автора нет прав, есть только обязанности»
директор проекта «Каро.Арт»
Наверное, с момента основания нашего проекта «КАРО.Арт». Несколько лет мы создавали отдельные программы, которые шли на протяжении года, но не было одного центрального события, где были бы собраны все истории в единое целое (то есть мы сами, не осознавая этого, готовили фестиваль на протяжении нескольких лет). Хочется сказать не только о сложностях, которые происходили и будут происходить, если вы, в принципе, решили делать фестиваль, а о благодарности за поддержку коллег и партнеров. Особенно хочу поблагодарить Фонд «Пример интонации» и лично Александра Сокурова. Мы безмерно благодарны за помощь и поддержку фестивалю от мастера и его команды. В этом году фильмом закрытия станет «Сказка», которую зрители ждут с нетерпением.
директор проекта «Каро.Арт»
Фестиваль целиком и полностью зрительский. У нас нет жюри. Нет делений и соревнований в программе. Сплав молодости и опыта, наверное, можно назвать отличительной чертой программы, где одновременно соседствуют работы признанных мастеров и начинающих режиссеров. Все те фильмы, которые отобраны в программу, мы, кураторы, сами бы посмотрели с удовольствием. Безусловно, должны быть индустриальные фестивали с большими смотрами, кинорынком, звездными дорожками и прочими знаковыми атрибутами.
куратор «КАРО.Арт»
Это философский вопрос. Знаете, я очень верю в одно спорное выражение Годара: «У автора нет прав, есть только обязанности». Куда в большей степени это можно относить к кураторству. И вот есть такая обязанность в моей работе — поддерживать независимых авторов, молодых авторов. Или ничего не бояться показывать: рисковать и идти до конца. Другая обязанность — не обмануть зрителя, который понятным образом ждет какие-то очевидные успешные фильмы актуального сезона. Гордиться тут нечем (смеется).
куратор «КАРО.Арт»
Мы не совсем индустриальный фестиваль, и у нас нет особых премьерных программ (но к этому мы явно будем стремиться) — у нас представлены фильмы от Канн до Выборга. Но, естественно, было круто, что в прошлом году была мировая премьера ни на что не похожего «Безумный ангел Пиноккио» Бориса Юхананова. В этом мы первыми в Москве показываем новый фильм Александра Сокурова. И явно будет полный Большой зал «Октября», 1500 зрителей и такой долгожданный, такой редкий приезд автора в Москву. Мы с 2017 года мечтали о встрече с Александром Николаевич в Большом зале «Октября».
Но в этом году очень горжусь, что смогли выловить якутский слэшер «Лови ночь» Прокопия Бурцева. Если мы уже привыкли говорить, что якутское кино — такая независимая матрица регионального кинематографа. То вот Бурцев — самый независимый из независимых, чистая белая ворона даже по меркам кино-республики Саха. И особый фильм — это «Вверх-вниз» Андрея Сильвестрова, совершенно чудесная машина времени в свободные 90-е, которая разрушит многие стереотипы о том времени. Это один из лучших фильмов года, без шуток.
Культовый человек, который каким-то неожиданном образом оказался в российском кино — я про Романа Михайлова, — тоже давно заслужил большую шаманскую премьеру или, как он сам это назовет, скорее всего, «шабаш в „Октябре”». Большое счастье, что есть возможность показать фильмы классиков, будь то сборник великого дадаиста Ман Рэя с музыкой Джима Джармуша или португальская версия «Мадам Бовари» — «Долина Авраама» патриарха мирового кино Мануэля де Оливейры, который еще совсем недавно был нашим 105-летним современником, — все это новые реставрации прямиком с Каннской программы «Классики».
Глава 3. «Расширяться не вширь, а вглубь»
куратор «КАРО.Арт»
Мы постепенно расширяем карту «КАРО.Арт». В этом году программа фестиваля для Краснодара совпала с открытием нового пространства в центре города — современного кинотеатра «КАРО 8 Галерея Краснодар». Мы учитываем возможности каждого региона, стараемся слышать запросы и пожелания каждого города, ведь каждый уникален. Задача фестиваля — знакомить зрителей с качественным авторским кино разных лет. В каждом городе зрители увидят каннского триумфатора «Химеру» Аличе Рорвахер, редкое винтажное кино от Марко Феррери, корейский фильм «В паутине», новую российскую ленту «Отпуск в октябре», специальный театральный проект Саши Петрова «Планета Максимус».
директор проекта «Каро.Арт»
Региональная программа для нас в этом году — эксперимент. И мы понимаем, что большую часть фильмов зрители в регионах, может, и не увидят в кино, поэтому для нас важно, чтобы фестиваль «жил» и начинал работать в разных городах страны.
директор проекта «Каро.Арт»
Расширять географию, как бы банально это ни звучало. Расширять не вширь, а вглубь сами программы фестиваля. Больше уделять времени дебютным работам короткого и полного метра — на этом хочется сделать особенный акцент.
директор проекта «Каро.Арт»
Коварный, конечно, вопрос. Хочется выделить всех одновременно. Много хорошего кино. Например, фильм открытия — любимицы Каннского кинофестиваля Аличе Рорвахер «Химера». Это будет российская премьера. Большой и важный показ для нас. Особенно уделите внимание программе «Классика».
Много открытий. Например, у нас в российской части программы — «Остров русский» — есть два интересных дебютанта, на которых стоит обратить внимание: «Крецул» Александры Лихачевой и «Лиссабон» Светланы Филипповой.
куратор «КАРО.Арт»
Хотелось бы прежде всего полных залов.
директор проекта «Каро.Арт»
куратор «КАРО.Арт»
куратор «КАРО.Арт»