"Не надо выпендриваться — надо работать"
Первая полнометражная работа режиссера Нигины Сайфуллаевой "Как меня зовут" вызвала у критиков настоящий восторг, а для 20-летней Александры Бортич стала удачным стартом в актерской карьере
А вас случайно не Александра зовут?" — спрашивает выглянувший из окна припаркованного автомобиля водитель. "Вы смотрели мой фильм?!" — удивляется Александра Бортич, мгновенно забывая, что стоит на морозе в одном свитере, позируя фотографу. Ее дебютная работа "Как меня зовут" всего неделю назад вышла в прокат, и быть узнанной для девушки пока непривычно. Но уже в следующем году зрители увидят продолжение фильма "Духless" с ее участием, картину "Неуловимые", а также ленту "Про любовь" Анны Меликян, где партнером Бортич стал Евгений Цыганов. Пока волна популярности не накрыла Александру с головой, мы встретились с ней, чтобы обсудить яркий дебют, планы на будущее и смелый подход к работе.
Не придумала, как оригинально начать интервью, поэтому расскажи еще раз, как ты вообще попала в кино.
Опять?! В общем, в 9 классе закончила музыкальную школу, появилось свободное время, и я пошла в театральную студию во Дворце пионеров. Спустя какое-то время попала на кастинг сериала "Деффчонки", где меня впервые увидела и, как выяснилось, запомнила Нигина.
Летом на "Кинотавре" тебя спрашивали про актерское образование. Ты тогда ответила, что находишься на этапе поступления. С тех пор что-то изменилось?
Образование очень важно, и я ни в коем случае не отказываюсь от него, но так сложилось, что пока я не учусь. На "Кинотавре" я, кстати, еще сказала, что в будущем хочу стать продавщицей. Но, согласись, было странно спрашивать, хочу ли я стать актрисой! Нет, всю жизнь мечтала быть фрезеровщицей!
"Какая-то девушка написала: "В первой половине фильма сдерживалась, чтобы не блевать, во второй — чтобы не уснуть". Поблевала бы и поспала, в чем проблема?"
Перед началом съемок "Как меня зовут" у тебя наверняка были определенные ожидания от процесса создания кино. Какие-то из них не оправдались?
Наоборот, все оказалось даже круче, чем я предполагала. У нас собралась отличная команда, и даже во время работы над самыми сложными сценами условия на площадке были максимально комфортными. Так бывает далеко не на каждых съемках. 12 часов на ногах, конечно, сложно, но к этому привыкаешь. Не понимаю, зачем вообще идти в профессию, если ты собираешься ныть из-за того, что тебе жарко или холодно? Марина (Марина Васильева — партнерша Александры по фильму "Как меня зовут". — Прим. ред.) очень правильно сказала, что тело — это инструмент актера, причем единственный. Из всей съемочной группы у актеров обычно одна из самых высоких ставок, при этом люди вокруг работают не меньше, а иногда даже больше. Я это к тому, что не надо выпендриваться — надо работать.
У критиков и зрителей много вариантов ответа на вопрос, про что в итоге получился фильм. Ты сама как думаешь?
Про жизнь.
Если отбросить жанр фантастики, почти все кино про жизнь.
Наше про очень реальную жизнь, а еще про боль и попытки людей скрыть себя настоящих и свои чувства за образами, которые они носят.
Нигина рассказывала, что на кастинге ее не интересовали девушки, которые воспитывались в семьях с полным "набором": родители, домашние питомцы, воскресные ужины за большим столом и английский газон во дворе.
Да, это все не моя тема.
И сколько же реальной Саши Бортич в твоей героине?
Очень много. Разница между нами в том, что героиня все свои безумные идеи обязательно воплощала в жизнь, а я в ее возрасте больше говорила, чем делала.
Кого сложнее играть: саму себя или полную противоположность?
По-разному. Мне лично сложно играть тупых. На пробах недавно сказали: "Давай сейчас твоя героиня будет тупой". А я так не могу. Даже когда играю с виду не очень интеллектуальных девушек, держу в голове "многослойность" персонажа.
"МЫ ЖЕ НЕ ПРОСТО ТАК РЕШИЛИ СНЯТЬ ГОЛУЮ ТЕЛКУ НА ЛОШАДИ В ЦЕНТРЕ ГОРОДА. ПО СЦЕНАРИЮ ДОЛЖНО БЫЛО БЫТЬ МОЩНО, ШОКИРУЮЩЕ И ЖЕСТКО — ТАК И СДЕЛАЛИ"
Читаешь рецензии на "Как меня зовут"?
Несколько читала.
Как реагируешь на плохие?
На днях в Instagram по хэштегу нашла запись какой-то девушки: "В первой половине фильма сдерживалась, чтобы не блевать, во второй — чтобы не уснуть". Поблевала бы и поспала, в чем проблема? Я понимаю, что это кино не для всех, но критика, если она есть, должна быть обоснованной. А вообще я фильмом горжусь и знаю, что он был сделан честно, поэтому такие выпады меня только смешат.
"Как меня зовут" — полнометражный дебют Нигины. После нее ты уже успела поработать с очень опытными режиссерами: в продолжении "Духless" с Романом Прыгуновым и в картине "Про любовь" с Анной Меликян. Почувствовала разницу?
Хотя для Нигины это и первый полный метр, но как дебютант на площадке она точно не выглядела. А вот разницу между режиссерами женщинами и режиссерами мужчинами я почувствовала. Но не в плохом или хорошем смысле, а просто по атмосфере на площадке.
Еще одна тема, которую на фоне "Как меня зовут" обсуждают все, — откровенные сцены. Насколько далеко можно уйти с идеей "тело — инструмент"?
После того как Нигина меня утвердила, мы договорились, что я скину к съемкам килограммов пять. У меня с этим есть проблема: когда-то я вообще весила 70 килограммов. Но как актриса я понимаю, что сама должна быть заинтересована в том, чтобы всегда быть в хорошей форме. Если необходимо раздеваться в кадре, я не должна говорить: "Ой, только прикройте мне живот". Я сейчас вообще пытаюсь как могу развиваться: занимаюсь английским, заставляю себя ходить в зал, на танцы, когда успеваю. В радужных мечтах — ударная установка и верховая езда.
С верховой ездой у тебя есть одна очень интересная история... (Несколько месяцев назад во время съемок Александра полностью обнаженная проехала по центру Москвы верхом на белой лошади. — Прим. ред.)
Да, но это были съемки "Неуловимых" Артема Аксененко, а не "Духless", как писали в прессе. Я видела плейбек, и знаешь, это выглядит отлично. Мы же не просто так решили снять голую телку на лошади в центре города. По сценарию должно было быть мощно, шокирующе и жестко — так и сделали.
Сложно представить, что должно быть написано в сценарии, чтобы ты смутилась.
Мне тоже сложно такое представить. Если завтра позвонит Тарантино и скажет, чтобы я у него в кадре поучаствовала в супероткровенной сцене, естественно, соглашусь. Все зависит от того, насколько идея режиссера мотивирована. Когда мне говорят что-то типа: "О, а давай добавим немножко секса; походи-ка в труселях", — я отвечаю: "Нет, ребята, извините". Есть разница, и надо ее чувствовать.
"актеры, которые пьют чуть ли не на смене, по-моему, очень слабые люди. Я такое не уважаю"
Что ты в целом думаешь про такое явление, как "русское кино"?
За последние несколько лет оно стало гораздо лучше. Хотя комедии, на которые люди идут только потому, что видят на постерах знакомые физиономии, никуда не делись. И это ужасно.
И люди, которые эти ужасные комедии делают, никуда не исчезли. Более того, они считают, что все делают правильно.
Только публика становится изощреннее. Взять, например, нас с тобой. Еще года три назад мы как аудитория не представляли никакого интереса для тех, кто делает кино. А теперь они понимают, что мы есть и на дерьмовые фильмы идти не собираемся.
У тебя в жизни сейчас все складывается как нельзя лучше. Нет ощущения, что это белая полоса, за которой последует черная?
Никогда ничего не складывается идеально: какие-то мелкие неприятности всегда есть. Но у меня было достаточно трудностей и черных полос в жизни; может, сейчас все так, как и должно быть?
Актеры нередко придерживаются стратегии "по-всякому себя убивать, чтобы не мертветь". Как тебе такой подход?
Мне счастье в жизни не мешает страдать в кадре, а актеры, которые пьют чуть ли не на смене, по-моему, очень слабые люди. Я такое не уважаю. Допускаю, что алкоголь может быть способом веселья, но это не мое.
То есть ты сорвиголова, но при этом обходишься без допинга?
Да. Мне он никогда не был нужен. Я как чокнутая трясла на вечеринках башкой, и все думали: пьяная, а я до 18 лет вообще не пила.
Тебе очень повезло с первой ролью, но представь, что однажды случится сняться в том, чем гордиться не будешь.
Да, так бывает.
И так же, как сейчас, тебе надо будет давать интервью о своей работе. Что расскажешь?
Попытаюсь найти слова. Но если выйдет что-то совсем плохое, не буду давать никаких интервью. Постараюсь просто забыть.
В следующем году выйдут сразу несколько больших работ с твоим участием. На фоне дефицита героев в московской светской хронике тебя сто процентов захотят видеть на каждой премии, презентации и всем остальном. Готова?
Я могу иногда сходить куда-то повеселиться, но манера поведения красивых телок, встающих в правильную позу, мне далека. Я лучше скорчу морду на камеру — это же гораздо веселее.
Другие истории
Подборка Buro 24/7