Фильм Бондарчука «Притяжение»: космические пришельцы в Чертанове
В прокате уже идет «Притяжение» — новый фильм Федора Бондарчука о жителях Чертанова, которые столкнулись с инопланетной активностью. Разбираемся, получился ли новый фильм самого кассового российского постановщика.
Нагловатая школьница старших классов (Старшенбаум), дочка военного комиссара Москвы (Меньшиков с прической из Chop-Chop), встречается с взрослым хулиганом на хорошей машине (Александр Петров) и мечтает отправиться на ближайший концерт Макса Коржа. Во время попытки героев наконец-то переспать на их родное Чертаново падает подбитый инопланетный объект — виной всему герой Меньшикова, решивший, что на Россию нападает НАТО. Теперь коренным чертановцам предстоит понять, что им делать с кораблем пришельцев, который стоит прямо у них во дворе.
«Сталинград», собравший в прокате половину ВВП какого-нибудь маленького африканского государства, показал, что Бондарчук действительно умеет снимать большое кино — даже если у его команды не все в порядке с логикой. Ровно такие же проблемы и у сценаристов «Притяжения»: как новый поворот сюжета связан с тем, что было на экране еще пару минут назад, лучше даже не спрашивать. В «Притяжении» много глупых моментов, довольно плоские персонажи и Макс Корж в эпизодической роли самого себя. Но какой бы неприятный осадок ни оставлял сценарий, это кино небывалого для России технического уровня: картинка и спецэффекты здесь выглядят на уровне фильмов студии Marvel. Бондарчук, которому через полгода исполнится 50, наконец научился разговаривать с юной аудиторией мультиплексов на одном языке: в саундтреке у него — «Грибы» и L'One, главные герои ведут себя как нормальные (в исконно чертановском смысле слова) люди, а почти половина ролей досталась артистам «Гоголь-центра», самого прогрессивного театра страны. Даже оператором Бондарчук позвал совсем молодого Михаила Хасая («Холодный фронт»), у которого очень живая картинка и красивые фильтры.
При этом «Притяжение», стыдно сказать, сильно портит российская локация — если бы фильм с таким сюжетом снимали бы в Голливуде, он смотрелся бы в разы естественнее. В отечественную реальность зрителя постоянно возвращает Гармаш в роли одутловатого вице-премьера, неприятные лица омоновцев и комичный гей-депутат. Изначально сценарий «Притяжения» был основан на беспорядках в Бирюлеве — это уже потом туда добавили пришельцев, а место действия для меньшей очевидности перенесли в Чертаново. Возможно, поэтому лучше всего «Притяжение» работает тогда, когда оказывается фильмом про жизнь на районе — с хулиганами, гаражами и обаятельной эстетикой окраин. «Притяжение», справедливости ради, даже не совсем фантастика про пришельцев и даже не «Ромео и Джульетта» в трущобах (хотя ближе к концу романтическая линия выходит на первый план) — инопланетный корабль и сами пришельцы в костюмах появляются у Бондарчука от силы минут на пятнадцать. Это в первую очередь драма про способность принять чужого как своего и найти общий язык с тем, с кем, казалось бы, это невозможно вообще. Если Бондарчук действительно снимал про это — у него получилось.
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7