"Небо над Берлином", "Жизнь других", "Превосходство Борна" и другие фильмы
Берлин и кино — вещи неразделимые. Мы решили посмотреть, как жил город во время 66-го Берлинского кинофестиваля, а заодно напомнить, какие берлинские места можно увидеть в весьма заметных режиссерских работах
Каждый год Берлинале собирает режиссеров, актеров, продюсеров, сценаристов и других неравнодушных к миру независимого кинематографа в одном месте и в одно время. Но это, разумеется, не все: Берлин мелькает и в фильмах, ставших уже по-настоящему культовыми — чтобы понять, что это не преувеличение, стоит вспомнить хотя бы «Небо над Берлином» Вима Вендерса. Так что кино для этого города — тема особенная.
Самые разные его виды появляются и в самых разных фильмах: от 13-й части «бондианы», снятой Джоном Гленом, и комедии Билли Уайлдера «Один, два, три» до «Неба над Берлином» Вима Вендерса, «Беги Лола, беги» Тома Тыквера и «Превосходства Борна» Пола Гринграсса. В них можно увидеть и Бранденбургские ворота, и Берлинскую стену, и двухуровневый Обербаумбрюкке через реку Шпрее, и Глиникский мост, и Колонну Победы (Siegessäule) — с последней, к примеру, в ленте Вендерса рассматривают Берлин ангелы. Мы выбрали и сфографировали еще несколько берлинских мест, тесно связанных с мировым кинематографом. Смотрим, как они выглядят сейчас.
Чекпойнт Чарли (Checkpoint Charlie, КПП «Чарли»)
«Шпион, пришедший с холода» (1965)
Кинематограф давно присмотрелся к экранизации шпионских романов Джона Ле Карре, благо их у писателя набралось немало. Здесь и «Шпион, выйди вон!», сначала выпущенный BBC в виде мини-сериала, а потом переснятый с участием Гари Олдмана, Колина Ферта и Бенедикта Камбербэтча, и «Дело самоубийцы» Сидни Люмета по дебютному роману писателя «Звонок покойнику», и готовящиеся к выходу сериал «Ночной администратор» с Томом Хиддлстоном в роли завербованного спецслужбами портье и фильм «Такой же предатель, как и мы», в котором в компании Юэна МакГрегора, Дэмиэна Льюиса и Стеллана Скарсгарда оказался русский актер Григорий Добрыгин. «Шпион, пришедший с холода» в этой череде экранизаций стал первым. История внедрения агента МИ-6 в разведывательное бюро Восточной Германии никак не могла обойтись без присутствия в кадре КПП «Чарли», известного также как Чекпойнт Чарли. Пропускной пункт между Западным и Восточным Берлином наряду со Стеной стал одним из главных символом разделенной страны и одновременно основным официальным перевалочным пунктом на пути из ГДР в ФРГ.
«Осьминожка» (1983)
В тринадцатом фильме о похождениях Джеймса Бонда агент 007, которого тогда играл Роджер Мур, едет из Западного Берлина в Восточный, для чего и пересекает КПП Чарли. В ГДР ему нужно оказаться, чтобы выяснить коварные планы противников, сломать их и тем самым, разумеется, спасти мир — без этого любая серия «бондианы» не обходится никак.
«Шпионский мост» (2015)
В фильме Стивена Спилберга страховой юрист Джеймс Донован вынужден защищать в суде Рудольфа Абеля, обвиняющегося в шпионаже в пользу СССР. Дело происходит в разгар холодной войны, и задача у Донована, который отличается наличием не только успешной карьеры, но и совести, совсем непростая. Коллегии адвокатов хочется лишь соблюдения формальностей, самому Джеймсу Доновану — справедливости. Так он оказывается в Восточном Берлине, где должен договориться об обмене Абеля на американского пилота Гэри Пауэрса, попавшего в плен страны Советов. Все осложняется тем, что в восточноберлинской тюрьме находится еще и студент Фредерик Прайор, которого Штази, в свою очередь, тоже берется обвинять в шпионаже. Донован сдаваться не намерен и собирается разом провернуть двойной обмен: один на Глиникском мосту, второй на КПП Чарли, куда и должны привезти Прайора.
Потсдамская площадь (Potsdamer Platz)
«Небо над Берлином» (1987)
Оказываясь в самых разных частях Берлина, ангелы из фильма Вима Вендерса не обходят стороной и Потсдамскую площадь — Potsdamer Platz. Когда-то оживленная городская площадь со множеством ресторанов и варьете, после окончания Второй мировой Potsdamer Platz превратилась в место обитания торговцев «черного рынка» ( здесь сходились советский, британский и американский сектора), а потом и вовсе была разделена выстроенной Стеной. Положение спасло Объединение Германии, которое позволило вновь использовать площадь по назначению. Теперь она стала оживленным деловым центром с причитающимися такому званию стеклянными высотками. Здесь же по проекту Ренцо Пьяно построили здание «Театра на Потсдамской площади», каждый год на время Берлинского кинофестиваля превращающегося в Berlinale Palast.
Александерплац (Alexanderplatz)
«Берлин, Александерплац» (1980)
Благодаря роману Альфреда Деблина «Берлин, Александерплац», а за ним и одноименному сериалу Райнера Вернера Фассбиндера название площади запомнилось даже тем, кто раньше о такой не слышал. Последние, впрочем, в самом Берлине найдутся вряд ли. Александерплац — один из ключевых транспортных узлов столицы, так что пустой эту прямоугольную площадь, названную в честь императора Александра I, можно обнаружить разве что ночью, да и то вряд ли. Неиссякаемое внимание туристов объясняется возможностью увидеть берлинскую жизнь — в самых живых ее проявлениях — и высотку телебашни, на которую можно взобраться. Для режиссера Райнера Вернера Фассбиндера экранизация романа Деблина была не меньше, чем мечтой. Это произведение немецкого писателя он впервые прочитал и оценил в возрасте еще совсем юном и с тех пор стал грезить тем, чтобы перенести эту сагу о мире преступников, пропагандистов и безработных на экран.
«Гуд бай, Ленин!» (2003)
Когда врач говорит вам о том, что тревожить и беспокоить маму, только что вышедшую из комы, никак нельзя, пойти вы готовы на многое. Например, уверить ее в том, что ГДР живее всех живых, хотя ни Восточной Германии, ни разделенной страны уже давно нет. Так и приходится поступить Алексу, умудряющемуся не только находить в городе привычные для мамы, коммунистки не по принуждению, а по убеждению, консервы, но и снимать для нее новости, в которых ни слова не говорится об Объединении и новых порядках.
«Превосходство Борна» (2004)
В попытках восстановить забытое прошлое и разобраться в том, кто его подставил, Джейсон Борн отправляется в Берлин. Там, в окрестностях Александерплац он следит за бывшими коллегами из ЦРУ, назначает встречу, а затем, выяснив подробности прошлых операций, уходит незамеченным — Александерплац и оживленная подземка для этого подходят как нельзя лучше.
«Берлин зовет» (2008)
В фильме Ханнеса Штера (он же — автор сценария) Пауль Калькбреннер не только сыграл главную роль — музыканта DJ Ickarus, чей триумф неожиданно становится больше похожим на падение, но и записал саундтрек. Сложно придумать более подходящее место действия для бытописания жизни немецкого диджея, чем Берлин, виды которого дополняют заложенные в эту ленту смыслы.
Книжный магазин Карла Маркса (Karl-Marx Buchhandlung)
«Жизнь других» (2006)
Полнометражный дебют режиссера и сценариста Флориана Хенкеля фон Доннерсмарка обернулся международным триумфом и «Оскаром» за лучший фильм на иностранном языке. То, что жизнь в Восточном Берлине контролировалась агентами Штази — давно не секрет, но каждый конкретный пример, как показывает практика, не оставляет равнодушными даже киноакадемиков. «Жизнь других» рассказывает историю взаимоотношений капитана Герда Вислера и драматурга Георга Драймана, о которых последний не подозревает. Между тем только благодаря Вислеру Драйман остается вне подозрений даже после обыска в своей квартире — Вислер перепрятал пишущую машинку, на которой драматург напечатал свой разгромный текст о самоубийствах в ГДР для западногерманского Der Spiegel. И хоть агенту Штази это стоило карьеры, о сделанном он вряд ли пожалел, особенно обнаружив у витрины книжного магазина Карла Маркса, что свое новое произведение, роман «Соната о хорошем человеке», Драйман посвятил именно ему.
Кафе «Москва» (Cafe Moskau)
«Превосходство Борна» (2004)
По сюжету «Идентификации Борна» бывший агент ЦРУ успевает оказаться не только в Берлине, но еще и в Москве. Часть московских сцен, впрочем, все равно была отснята в Берлине — и эпизод со столичной дискотекой как раз оказался в их числе. В дело пошли интерьеры восточноберлинского кафе «Москва» — Cafe Moskau.
Другие истории
Подборка Buro 24/7