О режиссерском образовании, актерском опыте и проблемах российского кино
Преемственность в российском кинематографе, кажется, еще никогда не была настолько очевидна. Фамилии в титрах хорошо знакомы еще советскому поколению, но лица совершенно новые, и одно из них — Иван Шахназаров
Впервые на большом экране зрители увидели Шахназарова-младшего в марте этого года, когда вышел фильм «Неуловимые». После этого Иван успел сняться еще в двух картинах — режиссерском дебюте Андрея Мигачева «Вечный холод» и романтической комедии «Стерпится — слюбится».
Между тем актерская профессия для Шахназарова не является основной; выпускник режиссерского факультета ВГИКа уже представил несколько короткометражных работ, а сейчас готовится к съемкам дебютного полного метра под названием «Рок». В интервью Buro 24/7 Иван рассказал, почему решил продолжить семейное дело, как выбирает роли и чему учится у партнеров на площадке.
Никто не удивляется, если актер становится режиссером. Но почему в твоем случае все получилось наоборот: с режиссерского факультета в актерскую профессию?
Еще учась в школе, я занимался в театральных студиях. Это позволяло прогуливать уроки, поэтому в те времена профессия актера была мне очень интересна! А если серьезно, то лично для меня эта профессия слишком зависима: блондин или брюнет, худой или толстый — огромное множество ограничительных факторов. На одни пробы со мной пришел отличный актер, но его не стали даже рассматривать, сказав: «Староват». И ничего не сделаешь: полное отсутствие контроля над ситуацией. Мне с этим мириться сложно, поэтому я и пошел на режиссерское, хотя рад, что теперь еще и сам иногда снимаюсь.
Чем больше узнаешь о кинопроизводстве, тем меньше оно нравится. Но у большинства людей возможность открыть для себя все «прелести» профессии актера, режиссера появляется только на стадии учебы и работы, а ты «в материале» с детства. Почему все равно решил пойти по этому пути?
Папа и мама пугали меня рассказами о том, насколько трудна эта профессия, но, думаю, все равно понимали, что так или иначе я окажусь рядом с кино. Во-первых, потому что я плохо учился в школе. (Смеется.) Во-вторых, моя семья уже несколько поколений занимается кино, и прерви я эту цепочку, родители бы не простили.
Режиссер — главный человек на площадке, которого все должны уважать и слушать. Как этого добиться, если тебе немного за двадцать и все вокруг старше и опытнее?
Нужно показать, что ты знаешь, чего хочешь. Как режиссеру мне постоянно приходилось работать с людьми вдвое-втрое старше меня. Поначалу страшно, а потом понимаешь, что они зависимы от тебя больше, чем ты от них. Папа рассказывал, что на съемках своего первого фильма пришел на смену, увидел толпу людей, испугался и спрятался в продуктовом магазине. Его, конечно, нашли, вернули на площадку, и вот что из этого получилось.
Но ты в том возрасте, когда несвойственно знать, чего хочешь.
В глобальном смысле я действительно не знаю, чего хочу. Но на площадке цель всегда есть, причем очень точная.
Не так давно ты снимался в Крыму. Расскажи, что это за проект?
Полный метр под названием «Стерпится — слюбится». Там все хорошо, кроме названия; очень надеюсь, что его поменяют. Жанр — романтическая комедия. Я играю рок-музыканта, в которого без памяти влюбляется дочь богатых родителей. Все красиво, солнечно, романтично — больше ничего пока рассказать не могу.
«КИНО — ЭТО МАТЕМАТИКА, ТЕХНИКА, ТОЧНЫЕ ЗНАНИЯ, КОТОРЫх В НАШИХ ВУЗАХ НЕ ДАЮТ»
Ты ведь не владеешь ни одним музыкальным инструментом. Как при этом играть рок-музыканта?
Мой персонаж не просто музыкант; по сценарию он играет практически на всех инструментах — от гитары до шотландской волынки. Но это же кино — большой обман. До начала съемок я научился держать в руках гитару, а для крупных планов использовали дублеров. Хотя люди музыкальные, думаю, обо всем сразу догадаются.
Твоей партнершей на площадке была Марина Васильева, о которой заговорили как о талантливой киноактрисе после роли в фильме «Как меня зовут», а в театральном мире знают благодаря Мастерской Дмитрия Брусникина. Чувствовалось, что работаешь с «дипломированной актрисой»?
Чувствовалось, что работаю с хорошей актрисой. Не знаю, одно ли это и то же. У Марины есть чему поучиться, и это помогало на площадке.
То есть когда выступаешь в роли актера, понимаешь, что чего-то не хватает?
Да. Актерского образования у меня нет, поэтому я все делаю интуитивно. Но техника в этом деле очень важна — не просто так люди учатся четыре года. У меня был курс актерского мастерства во ВГИКе, но этого недостаточно, поэтому стараюсь перенимать опыт партнеров по площадке.
До «Стерпится — слюбится» ты снялся в «Вечном холоде» — фильме с... оригинальным сюжетом.
С очень странным сюжетом.
Именно. Кроме того, жанр картины — триллер.
Комедийный триллер. Хотя я в этом не до конца уверен. У всех главных героев было свое представление о том, в чем они снимаются. Мне казалось, что я снимаюсь в комедии, напоминающей «От заката до рассвета» — нечто с элементами трэша. Никита Кукушкин, например, свято верил, что он снимается в глубокой философской притче. Хотя Никита находит философское во всем, что делает — в этом его очарование.
Что ты должен найти в сценарии, чтобы взяться за проект?
То, с чем я раньше не сталкивался. Моя условная актерская карьера началась с фильма «Неуловимые», где я сыграл мажора и бабника. С тех пор мне в основном предлагают аналогичных персонажей, от которых я стараюсь отказываться. Если уж заниматься актерской профессией, то нужно куда-то расти, выбирать роли на сопротивление. У меня нет желания становиться народным артистом, да и основное для меня все-таки режиссура, поэтому снимаюсь я только если проект мне по-настоящему интересен.
Работать за интерес, а не за звания — это, вероятно, еще и свойство возраста. Увы, этот период в какой-то момент заканчивается.
Может быть, но возраст от этого не становится менее прекрасным. Потом появится необходимость кормить кого-то, тогда и работать надо будет не только за интерес, но и за социальные блага. Однако сейчас для меня главное — получать от процесса удовольствие.
На сегодняшний день единственная твоя актерская работа, которую зрители могли оценить, — это «Неуловимые». Какие отзывы получил?
Ну, детям нравится. Это же, по сути, детское кино — категория от 10 до 16. Сам бы я, наверное, в кино на «Неуловимых» не пошел.
Уже не секрет, что отсняты сразу четыре части фильма. Что нужно предложить актерам, чтобы они согласились «отработать» четыре полноценных картины подряд?
Я долго отказывался от «Неуловимых». Предложение сняться поступило сразу после окончания ВГИКа, когда у меня не было четкого представления о том, чем я буду заниматься в ближайший год. Через знакомых узнал о пробах, сходил, а потом мне позвонили и сказали, что хотят утвердить на роль. Параллельно поступило еще одно предложение — снять сериал для НТВ. Сериал, конечно, жуткий, но проект был режиссерский, и мне казалось, что честнее будет взяться за него, чем сыграть самому. А потом подумал, посоветовался и выбрал «Неуловимых». Тот факт, что планировалось снять сразу четыре фильма, для меня был одним из главных; с технической точки зрения это довольно сложно, и мне стало интересно, как будет выстроен процесс.
Ты сказал, что после «Неуловимых» тебе часто предлагают роли мажоров. Уверен, что дело в персонаже, а не в тебе? Есть ощущение, что стараниями СМИ на тебя самого могут повесить клеймо «мажора», что терпимо для актера, но губительно для режиссера.
Смотря что вкладывать в понятие «мажор».
Ты не единственный молодой кинематографист с небезызвестной фамилией. Но, в отличие от других, не рассказываешь в интервью, что всего добился сам и вообще не благодаря, а вопреки.
Это правда, не рассказываю. Всегда честно признаюсь, что по жизни никогда ни в чем не нуждался. Так уж сложилось.
Честность — это прекрасно. Но ты ведь хочешь в будущем снимать фильмы, популярные у широкой аудитории. А небогатые жители нашей богатой страны, прочитав на афише «фильм Ивана Шахназарова», либо вообще в кино не пойдут, либо предвзято будут оценивать то, что ты делаешь.
Понимаю, и я к этому готов. Мне кажется, в конечном счете кино все равно говорит само за себя, и не важно, человек с какими достатком и фамилией его снял. Если мне как зрителю нравится фильм, я не стану винить режиссера за то, что он рос не в общежитии, а в загородном доме.
«Как режиссеру мне постоянно приходилось работать с людьми вдвое-втрое старше меня. Поначалу страшно, а потом понимаешь, что они зависимы от тебя больше, чем ты от них»
Как ты думаешь, почему в российском кино — за редким исключением — две крайности: хорошие фильмы, проваливающиеся в прокате, и откровенно ужасные картины, стабильно собирающие кассу?
Вообще проблем в российском кино много, и я даже не знаю, какую из них считать корневой. Во-первых, отсутствие системы производства. В Америке кинематограф самоокупаем: фильм снимают условно за 150 миллионов, зарабатывают на нем миллиард, и на эти деньги производятся еще десятки хороших картин. В России кино полностью зависит от государства, что неправильно. Инвестор всегда хочет принимать участие в проекте, рассказывает, кого снимать и что он хочет увидеть.
В случае с государством — скорее, что он не хочет увидеть.
Да, но при этом многие забывают, что госбюджет — это не инвестиции чиновников, а деньги налогоплательщиков. Еще одна проблема — образование. Отучившись пять лет во ВГИКе, я точно могу сказать, что у нас выращивают не ремесленников, а художников. Кино — это математика, техника, точные знания, которых в наших вузах не дают.
С кем из партнеров по съемкам ты хотел бы поработать как режиссер?
С Сашей Петровым, который сыграл в одной из частей «Неуловимых». Наверное, с уже упомянутым Никитой Кукушкиным. Хотя, подозреваю, это будет непростой процесс.
А с кем бы не смог работать?
Я не сталкивался с актерами настолько неприятными, что не захотел бы поработать с ними в будущем.
Вопрос скорее не про приятных и неприятных, а про темперамент. Например, с Сашей Бортич хотел бы поработать как режиссер?
Я с ней уже работал. Мне дали снять сцену в третьей части «Неуловимых», где Сашу по сценарию пытали. Получил огромное удовольствие! (Смеется.) В работе с темпераментными артистами как раз и проявляется режиссерский талант. Нужно так поставить задачу, чтобы проблем на площадке не возникало.
Следующим летом ты готовишься снимать первый полный метр «Рок». На каком он сейчас этапе?
На этапе внесения правок в сценарий, который пока кажется мне сырым. До определенного момента мы работали в паре со сценаристом, однако сейчас я сел писать один. Не исключаю, что сделаю какие-то ошибки, но зато будет ощущение того, что проект во всех смыслах мой.
Каким ты не хочешь увидеть себя в профессии через 20 лет?
Заносчивым и слабым. Хочется, чтобы мое отношение к кино как можно дольше оставалось таким же по-детски восторженным, какое оно есть сейчас.
Благодарим кафе Ess-Thetik на Малой Бронной, 20, стр. 1 за помощь в проведении съемки.