Интервью с исполнителями главных ролей в фильме «Ночные стражи»
Иван Янковский и Любовь Аксенова-Новикова, сыгравшие главные роли в фильме Эмилиса Веливиса «Ночные стражи», рассказали Buro 24/7 о тонкостях съемок фантастики, выбрали друг другу по идеальной роли и вспомнили студенческие годы
Оба окончили ГИТИС: Любовь — мастерскую Шейнина, Иван — мастерскую Женовача. Оба стабильно попадают в списки самых перспективных молодых актеров по версии самых разных СМИ. Оба востребованы настолько, что успели хорошо разглядеть в своей профессии и плюсы, и минусы. Поработать вместе Любови Аксеновой и Ивану Янковскому удалось благодаря продюсеру Рубену Дишдишяну и литовскому режиссеру Эмилису Веливису: тот прилетел в Москву, чтобы снять молодежный фэнтези-боевик «Ночные стражи». 56 смен Янковский и Аксенова летали, дрались, управляли вагоном метро — в общем, делали все, что положено в фантастическом фильме. А впечатлениями от съемок поделились с Buro 24/7.
Жанр «Ночных стражей» нетипичный для России: фэнтези-боевик с огромным количеством компьютерной графики. У вас до этого был похожий опыт?
Любовь: У меня такого точно не было. Никогда раньше не приходилось столько драться. К тому же с тяжелым ножом, который постоянно вылетал из руки. Так что я представляла дополнительную опасность на площадке! (Смеется.)
Вас не смущало, что фильм снимали не в интерьере, а в зеленых павильонах, и уже потом дорисовывали антураж и спецэффекты? Сложно ли было представить финальную картинку?
Иван: В кино вообще всегда сложно представить, каким будет результат. Слишком многое зависит от монтажа и постпродакшена.
Любовь: Очень быстро понимаешь, что в нашей профессии можно верить, надеяться и работать на максимум, но от плохого результата это иногда не спасает.
Актер — зависимая профессия практически по всем параметрам. Это известно даже тем, кто прошел мимо театральных училищ. Неужели вы не были готовы к этому, поступая в ГИТИС?
Любовь: Я вообще ни к чему не была готова. Не знаю, можно ли так сказать, но я поступила практически по ошибке. Конечно, как и многие, в детстве мечтала стать актрисой, но у меня не было даже примерного представления об этой профессии. Я и сейчас постоянно открываю в ней что-то новое.
Иван: В нашей работе сомнения и открытия носят перманентный характер. Актерская профессия не математика, ее нельзя вызубрить.
Вы же думали про свое будущее, когда поступали?
Любовь: Я думала, что к 2030 году у меня будет скейт на летающих подушках.
Иван: Только что закончил съемки в картине «Икария». Там события происходят в 2027 году. И там у меня как раз такой и был.
Я имела в виду немного другое будущее. Вы шли, думая о работе в кино, театре, или с желанием просто получить набор знаний?
Иван: Я шел, думая и о театре, и о кино. Наверное, все поступают с надеждами реализоваться по максимуму.
Любовь: Меня позвали в один сериал уже после первого курса. И сняли с проекта через неделю. Официально, потому что слишком молодо выглядела. Помню, как переживала тогда.
С окончанием учебы и началом работы пришлось в чем-то разочароваться?
Любовь: Я не тешила себя особыми надеждами, поэтому глобальных разочарований у меня не было. Хотя со временем обнаружила, что не все стремятся сделать что-то классное. И когда ты ввязываешься в сотрудничество с такими людьми, это обидно.
Иван: Это правда. Но вообще наша профессия — это праздник. Сегодня ты играешь, например, борца с нечистью, а завтра уже саму нечисть.
Любовь: Да, быть актером — это одно удовольствие. Ты приезжаешь на площадку, где все уже готово. Хотя до твоего приезда и после окончания съемок есть еще огромная работа. Наш гример в «Ночных стражах» освоила фотошоп только для того, чтобы прикинуть, как лучше меня подстричь.
Иван: Помню, как приехал в грим-цех, когда Леонида Исааковича (Ярмольника. — Прим. ред.) брили наголо, а тебе вставляли красные линзы, которые так и не подошли.
Любовь: А у меня обнаружилась аллергия на пластический грим: когда начали наносить, лицо отекло и покраснело. Пришлось обойтись без него.
Каких героев вам чаще всего предлагают сыграть?
Иван: Сомневающихся, роющихся в себе парней, которые испытывают трудности с женщинами, но все равно вынуждены их спасать. Хотя я бы с удовольствием попробовал себя в характерных ролях, которые сильно отличаются от того, что мне обычно предлагают.
Ты еще играешь очень сознательных парней. В «Про любовь», в «Тряпичном союзе» всегда думаешь чуть больше и чуть дальше, чем остальные.
Любовь: Решала! А у меня такой типаж, что не сложно представить, какие роли обычно предлагают. Но иногда удается выйти за рамки. Сейчас снимаюсь в фильме «Бывшие», где играю наркоманку. Я так рада! Перед началом съемок пыталась найти в себе зависимость, чтобы лишиться чего-то, почувствовать острую нехватку, ломку, которую чувствуют наркоманы. Поиск закончился голоданием.
Иван: И сколько ты голодала?
Любовь: Первый раз один день, второй — три, а еще 24 дня сидела на жидком питании. Во время второго голодания началась ломка. Для меня это было испытанием: с детства привыкла есть три раза в день. Но в подготовке к роли очень помогло.
А каких героев сейчас не хватает?
Иван: Есть ощущение, что в нашем кино не хватает героя в настоящем смысле этого слова.
Любовь: Да, ведь это же не человек с пистолетом.
Иван: Я как-то раз услышал очень правильную мысль о том, что герой — это троечник. Почему-то кажется, что герой — это отличник, который знает все, но троечник знает главное — жизнь. Сейчас наше кино в поисках такого героя. В 70—80-е ими были Владимир Высоцкий, Александр Абдулов, Андрей Миронов, Олег Янковский. Взять хотя бы персонажа из «Полетов во сне и наяву»: мужчина 40 лет, у которого за плечами полжизни, а что эти годы ему дали и что будет дальше, непонятно. Это ведь был герой целого поколения.
Любовь: Нужен тот, в кого зритель поверит.
Может быть, людям стало сложнее верить в героев? Все-таки за 30—40 лет очень многое изменилось, жизнь стала другой, люди стали другими.
Иван: Да, но это не лишает режиссера возможности создавать героя. Вот у Юры Быкова в «Дураке» есть герой.
В которого как раз не верят.
Иван: Но он не перестает быть от этого героем. И еще он абсолютный троечник, середнячок, но как он искренне переживает за этот дом, за этих людей.
Потому что отличники — это, как правило, эгоистичные люди, которые переживают за себя, а не за других.
Любовь: Скорее всего.
Представьте себя режиссерами. Какие роли вы бы дали друг другу?
Иван: Вы видели Эмили Блант в фильме «Убийца»? Она играет женщину, которая занимается абсолютно мужским делом. В каждом ее жесте, повороте головы читается: у ее персонажа есть история. Люба, как мне кажется, могла бы сыграть такую героиню.
Любовь: Я бы хотела, чтобы ты стал режиссером! Мне кажется, у тебя получится. Это круто, когда ты разговариваешь с режиссером, который знает, какие слова подобрать. У меня было несколько проб за последнее время, и только два режиссера говорили со мной на одном языке. А один такое нашептал, что я разревелась! Мне себя сложно представить режиссером. Но не скрою, мне хотелось бы думать, что я могу взять на себя такую ответственность и выстроить процесс от А до Я. Режиссер ведь должен не только руководить, но и создавать при этом правильную атмосферу.
Иван: Как Эмилис у нас на площадке. Каждый день начинался с совместного завтрака в студии, во время которого он проговаривал планы на день.
Любовь: Если возвращаться к тому, какую роль я бы дала Ване, то, скорее всего, это был бы герой, чью судьбу предрешили родители, проблемы с ними или зависимость от них. Это всегда очень крутые персонажи.
Давайте закончим на театральной теме, вы все-таки выпускники театрального вуза.
Любовь: Это скорее к Ване: я не служу в театре. Сразу после учебы начала сниматься, отложила прослушивания на следующий год, но так и не случилось. Важно ведь не просто попасть в театр, но еще и оказаться рядом с хорошими режиссерами.
Иван: Да, мне в этом смысле очень повезло с театром (Иван служит в «Студии театрального искусства». — Прим. ред.), коллегами и, конечно, мастером и худруком Сергеем Васильевичем Женовачом. Я чувствую, что театр дает мне важные и нужные в профессии вещи. И еще я понял, что для меня выход на сцену сродни исповеди перед зрителем: в театре надо перед ним открыться. Иначе никак.
Благодарим ресторан «45-ая параллель» за помощь в организации съемки.