Парижская опера, судьба Рудольфа Нуреева и танцевальный стиль под названием Гага
Сегодня в Центре Документального Кино стартует кинопрограмма фестиваля современной хореографии Context. Рассказываем, что вас ждет. И да, спойлер: кто бы знал, что документальное кино про хореографов — это так увлекательно.
«Перезагрузка»
Француз Бенджамин Мильпье больше всего известен хореографией в голливудском «Черном лебеде». Впоследствии он, кстати, женился на исполнительнице главной роли Натали Портман — но фильм не об этом. А о тех временах, когда хореограф возглавлял труппу Парижской оперы и отчаянно пытался ее осовременить. «Перезагрузка» по атмосфере больше тянет на художественный фильм — только ведь все основано на реальных событиях.
«Алонсо Кинг. Поэт танца»
Большую часть хронометража Алонсо Кинг делится мыслями о том, что такое танец, каким должен быть танцор и каким он должен стать под чутким руководством гуру. Правда, хореографа не поймешь: то он говорит, что в каждом человеке есть зародыш танцора, то встает в позу — хочет, дескать, работать только с гениями. Видимо, одного зародыша для сотрудничества с великим хореографом маловато. А о творческом процессе Кинг высказывается скромно: «Работать над танцем — все равно что делать ребенка».
«Рудольф Нуреев. Танец свободы»
История бунтаря: Нуреев, напомним, пошел против коммунизма и имел дерзость не вернуться после гастролей в Париже. Друзья и знакомые Нуреева вспоминают былое и рассказывают, как туго пришлось человеку из СССР за границей. И на родину путь закрыт, и французские обыватели недоумевают: «Как это, мужчина из КГБ, да еще и прыгает?».
«Мистер Гага»
Нет-нет, речь не о Леди Гаге, а о современном израильском стиле танца и о его создателе — хореографе и танцоре Охаде Нахарине. Нахарин — мужчина изобретательный: заставляет танцоров задействовать даже те части тела, которые в более привычных видах танцев игнорируются, к примеру пальцы ног. Выглядит все это психоделически.
«Матс Эк. Хореограф»
Воплощений «Ромео и Джульетты» мы видели достаточно: шестидесятнический кинохит от Франко Дзеффирелли, мюзикл от База Лурмана, английская постановка с молодым Рэйфом Файнсом… Но у балетного гения Матса Эка видение свое. Половину времени семидесятилетний хореограф лихо гоняет труппу по репетиционной базе, а половину — философствует: «Я далек от нормального. Меня засосало в эту среду, которая, с одной стороны, поглощает меня, а с другой — подпитывает». Что бы это ни значило.