"После тебя" Анны Матисон и "Коллектор" Алексея Красовского
В конкурсе «Кинотавра» показали работу Анны Матисон «После тебя» с Сергеем Безруковым в роли талантливого артиста балета с невыносимым характером и полнометражный дебют Алексея Красовского «Коллектор», в котором Константин Хабенский не отрывается от телефонной трубки
«Не смиряйтесь, до самого конца не смиряйтесь. Характер — это и есть судьба» — эту цитату Майи Плисецкой режиссер Анна Матисон выбрала в качестве эпиграфа к своему новому фильму. Учитывая, что в следующие 120 минут речь пойдет о балете и о характере, удивления выбор не вызывает. Сергей Безруков (не только актер, но еще и генеральный продюсер картины) играет артиста балета Алексея Темникова. Алексей Германович — зазнавшийся гений со скверным характером, который когда-то блистал на подмостках, а теперь владеет в родном Клину сетью аптек и танцевальной школой — разумеется, имени себя. Причина того, что сцену он променял на бизнес, — травма, полученная на гастролях 20 лет назад. По городу, в котором везде можно дойти пешком, он перемещается исключительно на Ferrari c запоминающимся номерным знаком.
В общении Темников — человек специфический, если не сказать хам. Его рабочий кабинет запирается на ключ, а в двери имеется глазок, чтобы своевременно сбегать от назойливых посетителей. Свою беременную подругу он зовет выхухолью, и не сказать чтобы в шутку. Свою 12-летнюю дочь, о существовании которой узнал лишь на днях, обидеть Темников тоже не боится, с порога заявляя, что танцевать она не умеет, а ее имя — Кьяра — ему не нравится, так что звать ее он будет Кларой. Потом он, начитавшись Гайто Газданова, и вовсе решит обращаться к ней как к Клэр. События, происходящие в жизни строптивого артиста, весьма драматичны: врачи оставляют ему всего несколько месяцев, а после предрекают паралич нижних конечностей. Теперь у второго Барышникова (с великим танцором Темникова в кадре сравнивают не раз, на что он, разумеется, отвечает: «Я не Барышников, я Темников») остается совсем немного времени на осуществление задуманного. А в задуманном — «Постановка в трех движениях» Стравинского, которую он видит на сцене Большого. В театре, впрочем, планы артиста никого не волнуют, чего не сказать о Мариинке и ее художественном руководителе Валерии Гергиеве, появляющемся в фильме в роли самого себя. Теперь Клин артист и постановщик меняет на Петербург, где репетиции идут полным ходом.
Чем дальше развивается сюжет, тем больше драматизма. Режиссер Матисон явно хочет, чтобы героя зрители полюбили, и не боится выдавать подробности. Вот мы узнаем, что Темников собирает слоников, вот понимаем, что отношениями с дочерью он дорожит, хоть и пытается это скрывать. Ferrari он вынужденно меняет на троллейбусы и электрички, в которых его осанка все так же пряма, а голова высоко поднята — об этом нам напомнят не раз. В том, что Сергей Безруков с легкостью справится с любой ролью, да еще и сам исполнит все балетные па, сомнений нет, впрочем, никто утверждать обратное и не пытается. Однако то, что в течение двух часов мы наблюдаем пропитанную трагизмом историю с вымышленным героем и настоящим Гергиевым, в которой, в общем-то, уже по включившейся минуте на третьей песне ДДТ «Это все, что останется после меня» (она звучит в чьем-то телефоне вместо гудков) понятно, к чему идет дело и что, собственно, остается, оставляет ряд вопросов.
«Коллектор» Алексея Красовского, напротив, являет собой пример проекта камерного. Действие почти не выходит за пределы рабочего кабинета в одном из модных московских офисов — из тех, что с видом на Сити, а за 74 минуты экранного времени никто, кроме Константина Хабенского, в кадре не появляется. Хабенский играет коллектора по имени Артур, выбивающего деньги из банковских должников. Подходить к своей работе он вынужден с фантазией, прикидывась то отцом друга дочери, то попросту знакомым — все потому, что должники разговаривать с ним не спешат. Для сценариста Алексея Красовского «Коллектор» — дебют в полном метре, оказавшийся стартом весьма запоминающимся. С Артуром мы знакомимся вечером пятницы, когда он уже почти даже закрыл компьютер и вытащил из уха гарнитуру, с которой не расстается: сотни звонков в день — не шутка ведь. Его планы меняет неожиданный телефонный звонок: незнакомая женщина утверждает, что ей есть за что мстить, а видео посмотрели уже все. Какое видео — Артур пока не понимает, но следом за незнакомкой звонят и босс, и помощница, и подруга, и каждый говорит про таинственный ролик. Вскоре выяснится, что главный его герой — как раз Артур, который предстает в виде далеко не лицеприятном. Все его попытки объяснить, что это монтаж, заканчиваются провалом, а у входа в здание начинают собираться журналисты. Теперь коллектор вынужден искать выход и того, кто его подставил.
Главная сила фильма — разумеется, Константин Хабенский, превращающий этот сюжет одного вечера в настоящий моноспектакль. Его собеседники — а среди них, к примеру, Ксения Буравская, Полина Агуреева, Дарья Мороз, Евгений Стычкин, Татьяна Лазарева и Игорь Золотовицкий — раскрытию талантов артиста только способствуют. Хабенский не стремится показать своего героя злодеем, ведь идти на хитрости его вынуждают сами должники, а он, как он скажет своей собеседнице, не заставлял их брать деньги у банка. Его Артур — человек умный, находчивый и харизматичный, пойманный в момент переоценки ценностей. И если в работе Оксаны Карас «Хороший мальчик», показанной на том же «Кинотавре», он создал образ временами карикатурный, то в «Коллекторе» говорит со зрителем уже всерьез, и разговор этот из памяти не стирается.