Экскурсия по римской Фабрике грез
Наш итальянский корреспондент отправился на знаменитую римскую студию, чтобы узнать, чем сегодня живет Чинечитта — легендарная киноплощадка, где снимали свои картины Антониони и Феллини
Название итальянской киностудии Чинечитта — как разрекламированный модный бренд — не нуждается в особом представлении. Однако если проводить параллель с модой, то Чинечитта — это, скорее, Schiaparelli и Ferré, нежели Gucci и Valentino. В том смысле, что слава, некогда гремевшая вокруг этих имен, еще отзывается эхом, но больше ассоциируется с заслугами прошлого, нежели с достижениями настоящего. Легенда 1960-х, сегодня Чинечитта остро нуждается в преобразованиях. Чем живет знаменитая киностудия? И способна ли Чинечитта вновь стать итальянской Фабрикой грез?
Во второй половине 30-х на юго-восточной окраине Рима было начато строительство масштабного Киногорода — именно так переводится с итальянского название Чинечитта. Архитектор Джино Перессутти выбрал авангардистский для Италии тех времен стиль — рационализм: лаконичный, строгий, а главное, быстро реализуемый. За год строительство было завершено, и в 1937 киномашина заработала, выпуская до 60 фильмов в год.
Во время Второй мировой "промышленные" темпы кинопроизводства значительно снизились, а в последние годы войны Чинечитта практически остановила работу. Зато на послевоенную пору пришелся период расцвета киностудии, славу которой принесли перекочевавшие на берега Тибра голливудские режиссеры с их пеплумами и вестернами. Затем были Антониони, Висконти, Де Сика и Феллини, благодаря которым название Чинечитта окончательно было вписано в историю мирового кинематографа.
С уходом итальянских неореалистов начала сдавать позиции и киностудия. В 1980-х Чинечитта оказалась на грани банкротства, была приватизирована, а в начале 2000-х пережила разрушительный пожар, который уничтожил значительную часть декораций. Несмотря на все неприятности, которые пришлись на долю Чинечитты в последние десятилетия, голливудские режиссеры по-прежнему приезжают в Рим. Здесь Мартин Скорсезе снимал "Банды Нью-Йорка", а Мел Гибсон — "Страсти Христовы".
Вокруг Чинечитты вырос целый микрорайон — типичный спальный район большого города. Со времен Муссолини территория киностудии заметно уменьшилась: часть земель была отдана под строительство торгового центра. Несмотря на это, Чинечитта и сегодня поражает своими масштабами. До 2011 года простым смертным попасть на территорию киностудии было практически невозможно. Сегодня же Чинечитта, как разорившийся аристократ, вынужденный подстраиваться под новые реалии, идет на компромиссы. Эта гибкость, кажется, приносит ей только пользу. В канун 85-летия киностудии на ее территории был открыт музей, а на съемочные площадки стали пускать туристов.
голливудские режиссеры по-прежнему приезжают в Рим. Здесь Мартин Скорсезе снимал "Банды Нью-Йорка", а Мел Гибсон — "Страсти Христовы"
Маршрут экскурсионных групп проходит по трем съемочным площадкам: старому Нью-Йорку, где и снимал уличные сцены своей бандитской саги Мартин Скорсезе, античному Риму и средневековому Ассизи. Маленький Нью-Йорк выглядит вполне правдоподобно: типичные кирпичные фасады с внешними металлическими пожарными лестницами и большими окнами. Художник-постановщик Данте Ферретти создал нью-йоркские декорации в рекордно короткие сроки — всего за пару месяцев. Здесь же, в "Нью-Йорке 1930-х", случайно оказалась мастерская братьев Люмьер — часть декорации осталась после съемок фильма об истории кино.
На создание "Рима" для съемок одноименного сериала Майкла Эптеда ушло куда больше времени — почти год. Рим в Риме впечатляет. Здесь и Пантеон, и дворцы патрициев, и триумфальные арки, и арены для гладиаторских боев, и античные колонны, украшенные надписями на латыни. Правда, как оказалось, латынь эта очень условная: "античные надписи" представляют собой лишь наборы букв и не несут в себе никакого смысла. Единственная корректная фраза Senatus Populus que Romanus украшает фасад Пантеона. Хотя на фасаде его прототипа — настоящего римского Пантеона — такой надписи нет.
Из Древнего Рима путешествие во времени переносится в средние века. Декорации города Ассизи были созданы для съемок фильма о святом Франциске. Впоследствии здесь же снимали фильм о Флоренции, поэтому напротив башен Ассизи можно увидеть фасад флорентийского собора, украшенный типичной тосканской мозаикой и зеленым мрамором. Разумеется, мрамор и мозаики ненастоящие — все декорации на Чинечитте сделаны из полистирола и стекловолокна.
С недавнего времени киноманам был также открыт доступ в святая святых Чинечитты — павильон номер 5. Помимо того что пятая студия является самым большим съемочным павильоном в Европе — ее площадь превышает три тысячи квадратных метров, — она еще известна и как любимая площадка Федерико Феллини. "Когда меня спрашивают, в каком городе я бы хотел жить — в Лондоне, Париже, Риме, — я всегда отвечаю: в Чинечитте. Павильон номер 5 — это идеальное место. Чувства, которые я испытываю здесь, сравнимы с ощущениями от нахождения в пустом театре. Передо мной открывается целый мир, который я создаю сам", — говорил Феллини. Здесь, в пятом павильоне, после смерти режиссера на несколько дней был открыт траурный зал. И здесь же друг и коллега Феллини Этторе Скола снимал фильм, приуроченный к 20-летней годовщине смерти режиссера, — "Это странное имя Федерико".
"античные надписи" представляют собой лишь наборы букв и не несут в себе никакого смысла
Феллини — главный символ Чинечитты. На этой киностудии режиссер снял двадцать три фильма, пять из которых получили "Оскар". Разумеется, в музее Чинечитты Феллини посвящена отдельная экспозиция. На ней, в частности, представлены оригинальные костюмы из фильмов — черное платье Аниты Экберг из фильма "Сладкая жизнь" и алое плиссированное платье Джульетты Мазины из первой цветной картины режиссера "Джульетта и духи".
Другая экспозиция в музее Чинечитты представляет собой своеобразный workshop, каждый зал которого посвящен определенному этапу кинопроизводства. В одном рассказывают о секретах озвучивания, в другом — о написании сценариев, в третьем — о спецэффектах и гриме (здесь бутафорская кровь и жутковатые маски из силикона). Еще один зал посвящен процессу создания костюмов. В нем можно на компьютере смоделировать образы киногероев: продумать наряды, обувь, прически и аксессуары. По завершении машина оценивает результаты работы. Правда, от искусственного разума не приходится ожидать особой деликатности — наиболее частый его вердикт: "Что-то не очень, попробуй еще". Завершает workshop-экспозицию полномасштабная модель интерьера подводной лодки, в которой снимался фильм Джонатана Мостоу U-571.
В общем, с ролью музея кино под открытым небом Чинечитта справляется неплохо. Сегодня киностудия — этакий Диснейленд для киноманов. А вот сможет ли она в будущем дать миру новые фильмы уровня "Амаркорда" и "Дольче Виты" — вопрос, на который затрудняются ответить сами итальянцы.