Ренессанс жанра
На BBC закончился The Night Manager — шестисерийная адаптация классического шпионского романа про обман, торговлю оружием и карибские офшоры. Такое пропускать нельзя
«Сериал с Томом Хиддлстоном и Хью Лори» — первое, за что цепляется глаз в случае «Ночного администратора». А если знать, что поставлен он по роману Джона Ле Карре (это который «Шпион, выйди вон!») и что это самый дорогой сериал в истории BBC (даже дороже недавней «Войны и мира»), то понятно, что зацепиться там можно не только за них. «Администратор» очень похож на ранние фильмы бондианы — за тем исключением, что главный герой не шовинист, не пьет и не катается на Aston Martin. В общем, гораздо более шпионский, чем любой из «Бондов» за последние десять лет.
Все начинается в 2011-м: администратор пятизвездочного отеля в Каире и бывший британский солдат по фамилии Пайн (Хиддлстон) узнает о том, что известный филантроп и торговец оружием Ричард Ропер (Лори) поставляет оружие исламистам, причастен ко всем вооруженным конфликтам последнего времени и ликвидирует всех, кто стоит у него на пути — как это произошло с девушкой, передавшей Пайну компромат на него. Через четыре года залегшего на дно Пайна нанимает британская разведка: для того чтобы разоблачить Ропера. Ему придется кататься на яхтах, носить рубашки-поло и вести красивую жизнь. Впрочем, все не так просто — в самой британской разведке, оказывается, тоже завелся крот.
Шпионский жанр в последние пару лет переживает ренессанс — и совсем не благодаря «Спектру» и «Скайфоллу»: из серьезных триллеров он постепенно переместился в плоскость непритязательных комедий вроде «Шпиона» с полной артисткой Мелиссой МакКарти. «Администратор» играет по проверенной схеме: есть здесь и отчаянный герой с личными мотивами, и актуальная повестка, и старомодный нарратив в духе 80-х. Построено все не на тротиловом эквиваленте, а на психологизме между Хиддлстоном и злодеем Лори — впрочем, и для кулаков место нашлось, куда уж без них. «Ночной администратор», даже несмотря на то, что опоздал с появлением лет на пятнадцать, отлично смотрится и в непростых геополитических условиях 2016-го — в книжке был только что упавший «железный занавес», здесь — «арабская весна». Интересней всего в «Администраторе» наблюдать за актерами — ладно Лори с Хиддлстоном, но в роли роковой женщины здесь заявлена почти двухметровая и ужасно красивая Элизабет Дебики из «Великого Гэтсби» и «Агентов А.Н.К.Л.» — в сериале она сидит на антидепрессантах, стыдится роли содержанки и вообще хочет большой и светлой любви.
Как и всякий собеседник, который рассказывает красивые истории, но ничего особо глубокого в виду не имеет, «Администратор» в какой-то момент ловит себя на предпочтении красивой картинки глубокому смыслу, но это, в общем, простительно. Бесстыжий формализм всегда был частью шпионского жанра, но как кино «Администратор», конечно, проигрывает «Шпиону» с Гари Олдманом — Хиддлстон, при всей нежности, не Джордж Смайли, а декорации совещательных бункеров холодной войны выглядят обаятельней яхт и особняков на Майорке. Датская постановщица Сюзанна Бир (известная фильмом «Месть» и тем, что ее ненавидит Ларс фон Триер) старательно стилизует картинку под старые шпионские фильмы, Лори наряжает в розовые рубашки, а Хиддлстону устраивает пробы на роль следующего Бонда. Так вот, пока продюсеры бондианы еще ничего не решили, у последнего еще будет шанс себя показать — переговоры о втором сезоне уже ведутся.