И поздравляем режиссера с юбилеем
Сегодня режиссер и сценарист празднует 70-летие, а мы вспоминаем его работы и собираемся посвятить вечер тому, чтобы их пересмотреть
«Нам кажется, что с возрастом мы начинаем понимать закономерности, но в действительности мы только утрачиваем воображение», — говорил Дэвид Линч журналу Esquire, рассказывая о своих «Правилах жизни». Его собственные проекты — будь то поздние полнометражные фильмы, короткометражки или реклама — доказывают, впрочем, что с воображением у него по-прежнему порядок, а зрителям разгадать придуманные им загадки все так же сложно.
«Человек-слон»
Черно-белая история жизни британца Джозефа Меррика — вторая полнометражная работа Дэвида Линча (первой был фильм «Голова-ластик»), сразу оказавшаяся в номинациях чуть ли не всех кинопремий. Оно и неудивительно: сценарий сюжета о Меррике, известном скорее не по фамилии, а по прозвищу Человек-слон, режиссер написал сам, а на главные роли позвал Энтони Хопкинса (доктор Тривз) и Джона Херта (Джозеф Меррик), сумевших весьма достоверно передать не только весь трагизм судьбы Меррика, но и его джентльменство, скрытое под пугающей внешностью.
«Синий бархат»
Фильм, благодаря которому одноименную композицию Бобби Винтона Blue Velvet запомнил более-менее каждый. Вернувшийся в родной город Джеффри Бомон обнаруживает в поле человеческое ухо — и сразу становится ясно, что мистицизма и тайн в этой истории будет предостаточно. «Синий бархат» стал очередной совместной работой Линча с актерами Лорой Дерн и Кайлом МакЛокленом, которым повезло оказаться в числе его любимчиков.
«Твин Пикс»
«Кто убил Лору Палмер?», «Совы не то, чем кажутся» — сериал легко угадать по любой из этих фраз. Выдуманный Дэвидом Линчем и его соавтором Марком Фростом городок Твин Пикс быстро приковал к себе внимание миллионов зрительских глаз. Он тоже не такой, каким кажется, — тихое захолустье в штате Вашингтон скрывает за своими выкрашенными фасадами немало тайн. Совсем скоро агент Дейл Купер вернется к делу своей жизни — продолжение сериала грядет.
«Дикие сердцем»
Заканчиваясь исполнением Love Me Tender Элвиса Пресли, начинаются «Дикие сердцем» с бегства Лулы (Лора Дерн) и Сэйлора (Николас Кейдж) в Калифорнию. В этом роуд-муви хватает и яркого макияжа, и придорожных пейзажей, и крови, и, разумеется, множественных отсылок к сюрреализму — иначе у Линча никак. Кстати, свою первую «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах режиссер получил именно за эту работу.
«Шоссе в никуда»
Сюжет об обвиненном в убийстве жены саксофонисте пересказать сложно — так запутывает Линч и героев фильма, и его зрителей. Загадочные звонки, не менее таинственные встречи и события, логическая цепочка между которыми напоминает завязанный в множество узлов канат. Разобраться, где правда, а где вымысел, может, и сложно, но оторваться форменно невозможно.
«Малхолланд Драйв»
Сняв очередной фильм по собственному сценарию, Дэвид Линч понял, что помощь смотрящим не помешает, и опубликовал список из десяти подсказок, в которых советует обратить внимание, например, на место, где произошла авария, или на то, кто и зачем дает ключ. В главных ролях «Малхолланд Драйв» появляются Наоми Уоттс и Лаура Хэрринг и заводят зрителей в лабиринт, выбраться из которого те могут только при помощи самого режиссера.