«Свет в океане»: Фассбендер и Викандер идут против судьбы

Красиво, мелодраматично, все плачут

В прокате идет «Свет в океане» — экранизация бестселлера М. Л. Стедман о семейной паре, которая решила присвоить чужого ребенка, но исключительно из гуманистических соображений. Рассказываем, чего ждать от фильма — помимо постоянно плачущей Алисии Викандер и Фассбендера в смешных подтяжках

Где-то на краю Австралии начала 1920-х смотритель маяка и его жена (Фассбендер и Викандер) никак не могут родить ребенка — уже было два выкидыша, молодожены в отчаянии. Вскоре к острову, где не живет никто кроме них, прибьет лодку с мертвым мужчиной и живым младенцем — труп они похоронят, а ребенка заберут и будут выдавать за своего — до тех пор, пока один из них не вспомнит о морали и не расскажет об этом куда не надо.

После безотносительного успеха «Места под соснами» режиссер Сиенфрэнс решил взяться за еще более сложную задачу — из мелодрамы в духе Николаса Спаркса сделать образец высокого жанра — и, с натяжкой, справился. «Свет в океане» не скатывается в пошлость и не стремится разжалобить зрителя. Это сентиментализм высокой пробы, практически Томас Харди с Лоренсом Стерном, упакованные в картину с красивыми артистами, — смотреть как минимум приятно. Кроме этого «приятно» в плюс Сиенфрэнсу хочется записать не так уж и много. Герой Фассбендера — бывший военный, мечущийся между чувством и долгом, его жена — веселая деревенская девушка, обывательница, которая хочет счастья при полной его невозможности. Все это мы видели десятки раз, и если книга Стедман выруливала за счет мимикрии под большую литературу, рассказывая вполне остиновскую по духу историю языком беллетристики, то на экране эта история выглядит позаурядней. Зато Сиенфрэнс вместе с оператором Аркпоу красиво снимает природу и фоном ставит грандиозную музыку Александра Депла.

«Свет в океане» держится целиком на Фассбендере, Викандер и Рэйчел Вайс (у которой здесь ударный выход в роли настоящей матери ребенка). Пару раз, особенно когда герои начинают бегать по берегу, плакать и вещать про справедливость, фильм заходит на территорию телеканала Hallmark. Но именно игра актеров — особенно Викандер спасает картину. Изначально Сиенфрэнс прославился тем, что брал нарочито простую историю и отрывался как мог — рвал нарратив, делал Гослинга блондином и вместо вдохновенной сказки о зарождении любви снимал практически хоррор о ее методичном крахе. Поэтому с режиссерской точки зрения «Свет в океане» — это, конечно, шаг назад: здесь негде развернуться авторской фантазии, это крепкая ремесленная работа, которую мог бы осилить и режиссер послабее. Чтобы выжать из неподготовленного зрителя слезу, много ума не надо  этому, в конце концов, посвящены тысячи часов латиноамериканских мелодрам. Но Сиенфрэнс выжимает ее самым красивым и грустным из всех возможных способов — языком судьбы, которая никогда, даже не ждите, не сделает этих двух людей счастливыми. Маяк погаснет, расплата наступит, света в океане уже можно и не ждать.