Разговор с молодым режиссером
В прошлом году фильм Ивана И. Твердовского «Класс коррекции» собрал на «Кинотавре» всевозможные награды, а в этом среди членов жюри конкурса «Кинотавр. Короткий метр» оказался уже сам режиссер. Мы поговорили с ним о творческом подходе, влиянии Алексея Учителя и актерском мастерстве. Передаем слово Ивану
О «Кинотавре»:
«Всего каких-то пять лет назад я впервые приехал на «Кинотавр» с коротким метром, а сейчас я сам сижу в жюри».
«Для меня «Кинотавр» — особенное место хотя бы потому, что это единственный фестиваль, на который я приезжаю уже в четвертый раз. Раньше родители отправляли детей в один и тот же лагерь, а здесь Александр Роднянский (президент кинофестиваля. — Прим. ред.) каждое лето вывозит в лагерь нас. Все знают, что в июне «Кинотавр», и мы даже ничего не планируем на это время».
О конкурсе «Кинотавр. Короткий метр»:
«Четыре года я собирал программу короткометражного кино для Московского кинофестиваля, смотрел по триста с лишним фильмов, поэтому мне несложно долго сидеть на одном месте и бесконечно смотреть кино. Короткий метр — это как орешки, которые можно грызть на ночь».
«Фестивальное кино имеет тенденцию к социальности, но это хорошо, потому что ты его примеряешь на себя».
«В индустрии короткий метр никто не покупает, это исключительно возможность дебютировать и просто попасть в кино. Очень хорошо, что «Кинотавр» из года в год поддерживает этот жанр, поскольку на смотры приходит много продюсеров. Я помню, как в 2010 году на показах было очень мало людей, а уже в 2011 — битком».
«У нас у всех нет такого ощущения, что кого-то нужно судить. Я знаю по себе, что «Кинотавр» многое решает в жизни, и мы сейчас принимаем решение в судьбе многих режиссеров».
Об отношениях с отцом, режиссером-документалистом Иваном Твердовским:
«Мы с ним очень разные: и в личностном плане, и относительно кино. Это хорошо: мы не зависим, не мешаем друг другу, но помогаем и поддерживаем, при этом не переступаем внутренние творческие границы. А когда я был маленьким, то переживал, что меня будут воспринимать сквозь его призму, к тому же у нас имена одинаковые. Мол, «ну понятно, сын Твердовского будет снимать репортаж для телеканала «Россия». Мне хотелось избавиться от этой кармы».
«Иногда я знаю, что он точно скажет «нет», а я все равно иду и делаю, потому что знаю, что это будет хорошо. Но вот сейчас я написал сценарий, и мне важно его мнение. Там есть проблемы, которые он поможет решить, подскажет какой-то ход».
О влиянии Алексея Учителя:
«У нас много лет есть дурацкая шутка: «Учитель — учитель». (Смеется.) Когда я в 16 лет поступил во ВГИК и решил получить профессию, я не до конца понимал, что буду снимать кино. Осознание пришло только после трех полноценных учебных работ, и, конечно, мастер (Алексей Учитель. — Прим. ред.) в этом участвовал. Если бы не было его, не было бы меня и моих фильмов. Это именно его заслуга».
О своем творческом методе:
«Актеру нельзя давать готовый текст, потому что он начинает говорить чужими словами, думает чужими мыслями, и получается, что не работает. Так можно взять любого человека, который будет произносить твой текст, и не думать, и не участвовать в процессе».
«Я люблю живое кино, хочу понять мысли и переживания персонажа. Я заставляю работать своих актеров — и тогда начинается нормальный процесс. Бывает, они начинают перешептываться: мол, я тебе сейчас скажу это, а ты мне ответишь вот это, ладно?» (Смеется.)
О своем новом проекте:
«В моем новом сценарии всего 38 страниц. Там нет диалогов».
«Фильм будет называться «Зоология». Это история про женщину, которая работает в зоопарке, она ведет странный образ жизни, с ней никто не общается, у нее нет семьи. У нее что-то болит — и она приходит к врачу. Она снимает штаны — и мы видим, что у нее хвост. С этого момента начинается сатира на нашу медицину, врачей и поликлиники. А в итоге получается серьезная драма на тему животного существования внутри себя. Это кино про то, что нужно победить в себе животное, чтобы стать человеком».
«В августе мы начнем съемки, предположительно в Крыму или в Калининграде, а весной, надеюсь, фильм будет готов».