Сегодня в регулярной рубрике BURO. — подборка композиций от OQJAV, инди-поп-группы Вадика Королева. Карьера Вадика в этом году лихо разрулила в сторону кино: он снялся в главной роли в дебютировавшем на «Кинотавре» фильме «Человек из Подольска», который получил приз Микаэла Таривердиева за лучшую музыку. Теперь OQJAV — лауреаты «Кинотавра», и направление их музыки перешло из легкого инди во взрослый глубокий поп, что неплохо слышно на их четвертом студийном альбоме «Кромешна», частично записанном на карантине, когда участники группы даже не встречались лично. Для BURO. новый состав OQJAV в лице Вадика Королева, Ярослава Тимофеева и Дмитрия Шугайкина собрали свои любимые саундтреки к фильмам и объяснили, какое настроение они передают.
Андрей Миронов — «Песенка о шпаге» (к/ф «Достояние республики»)
Когда мы репетировали сцену драки в «Человеке из Подольска», а репетировали мы ее долго, потому что она была связана с каскадерами, пиротехниками и последующей компьютерной графикой, а еще к тому же снималась одним кадром и в целом была крепким орешком, я, как человек до этого относительно давно не дравшийся, да еще и не актер по образованию, про себя напевал замечательную «Песенку о шпаге» из фильма «Достояние республики». Так насилие, которое я пусть и не совсем по-настоящему, но все равно должен был транслировать, давалось мне легче. Внешнее перевоплощение случилось, но внутренне мне удалось сохранить свою чаще отвергающую насилие психику.
Нино Рота — заглавная тема из к/ф «Крестный отец»
В детстве я очень любил фильмы «Крестный отец» и «Крестный отец — 2». И, наверное, по-прежнему не знаю более точной по атмосфере киномузыки. Эта основная тема Нино Роты так точна, что, если закрыть глаза, вспоминаются американские и итальянские картинки из фильма и непонятна первичность: будто это картинки и сюжет обслуживают музыку, а не наоборот.
Пьер Башле — «Эммануэль» (эротический фильм «Эммануэль»)
Забавно, что и третий саундтрек из описанных родом из 1970-х. Этот фильм, по сути, мое сексуальное воспитание: в подростковом возрасте, лет с одиннадцати, он был мной подробно изучен. И да, я по-прежнему люблю его, несмотря на наивность некоторых художественных приемов и некоторую разность этики, связанную со временем. Недавно мы пересмотрели его с подругами, девушки смеялись, я их ругал, а потом уснул.
Густав Малер — Адажиетто, Симфония № 5 (к/ф «Смерть в Венеции»)
Если не погружаться в это кино, режиссера можно смело обвинить в лености — вместо того чтобы искать для каждого эпизода подходящую музыку, он снова и снова повторяет протяжное Adagietto из «Пятой симфонии» Малера. Если погрузиться, станет ясно, что музыка просто не может там не звучать, потому что она — часть кинематографической ткани, такая же как Венеция, вода, воздух и свет. Даже если ее выключить, она будет звучать. Не знаю другого фильма, который настолько пропитался бы своей музыкой.
Андрей Петров — «Утро» (к/ф «Служебный роман»)
Мораль про осень жизни, которую, как и время своего ухода, надо принимать, осталась бы всего лишь моралью, если бы не музыка Андрея Петрова. В ее звуках будто дышит еще один персонаж фильма, остающийся за кадром. В нем есть многое от Новосельцева и Людмилы Прокофьевны, но есть и что-то, что нельзя материализовать в действующих лицах картины. Он — немолодой, осознающий свою осень, принимающий ее без обиды и без сравнений с юностью. У него огромный багаж воспоминаний, но он живет сейчас и влюбленно глядит в хорошо знакомый мир, с которым предстоит прощаться.
Леонид Десятников — «Песня колхозника о Москве» (к/ф «Москва»)
Ничто не предвещало появления в артхаусной картине про 1990-е, когда убивали людей и все бегали абсолютно голые, такой музыки, которую сочинил для нее Леонид Десятников. Но почему-то именно на финальных кадрах, где сплетаются обвенчанные Десятниковым «Колхозная песня о Москве» Федора Маслова и «Три райские птицы» Мориса Равеля, происходит главное чудо фильма: ты по-прежнему ничего не можешь объяснить про «русскую душу», но все про нее знаешь.
Labraford — By Chris Johnson, Craig Markva, Jamie Evans
Я услышал эту композицию в первом сезоне сериала «Mr. Robot». Она была настолько уместна, насколько это возможно. Конечно, я сразу пошел искать саундтрек и этот трек — когда нашел не поверил, что композиция 1999 года. Не раскусил я ее сразу, думал, что это что-то современное. Альбом Labraford «E Luxo So» вообще проходил лейтмотивом через фильм «Человек из Подольска». Я очень просил Семена (Семен Серзин, режиссер фильма. — Прим BURO.) его внимательно слушать.
Hildur Guðnadóttir — «Bridge Of Death»
Один из множества референсов, которыми Семен объяснял настроение фильма. Это очень талантливая музыка, я не могу про нее сказать более развернуто. Перекочевала ко мне в плеер, и, когда мне очень страшно или я хочу, чтобы мне стало очень страшно, я ее включаю.